Памяти композитора Вениамина Флейшмана

36 ЕЛЕНА СИЛИНА. В Л Е НИН Г Р А Д С К ОЙ К ОНС Е Р В А Т О Р ИИ Сохранившиеся воспоминания учеников позволяют дополнить тогдашний портрет Шостаковича-педагога. Он был лаконичен и скуп в оценках, давал возможность выска- заться студенту до конца и только после этого вносил свои коррек- тивы. Сам Дмитрий Дмитриевич не признавал за собой педагоги- ческого таланта, но студенты боготворили его. Евлахов вспоминал: «Занятия всегда проходили оживленно и многолюдно. Сочинение, написанное кем-либо из нас, подвергалось коллективному обсуж- дению, причем Дмитрий Дмитриевич стремился развить самокри- тичность вкуса и эстетических оценок у ученика» 9 . Шостакович всегда старался «держать дистанцию» между собой и студентом, относился с уважением к каждому, называл всех по имени-отчеству и только на «вы». Приведу еще несколько фрагментов из воспоминаний студентов класса Шостаковича. А. Лобковский: «Его преподавание было непохоже на препода- вание других композиторов. Он садился и играл. И говорил: «Это хорошо, а это плохо». Не всегда разъяснял, почему хорошо и поче- му плохо. Ещё говорил: «Надо было бы сделать так-то». И ученики его понимали, потому что всё было точно. В класс к нам приходили «гнесинцы» — ученики Михаила Фабиановича Гнесина. Некоторые из них — Клюзнер, Краснов — занимались у Дмитрия Дмитриевича инструментовкой. Уроки были два раза в неделю. И дважды нужно было что-то показывать. Это дисциплинировало. Вырабатывалась привычка писать каждый день, независимо от настроения, обстоя- тельств. Один раз откажешься — неловко, другой раз — еще более неловко. <...> К себе домой на занятия он нас не приглашал <...> занимался в 36-м классе, где когда-то преподавал Н.А. Римский- Корсаков. Уроков не пропускал, а если из-за поездки откладывал, обязательно оповещал нас. Когда он сочинял, это видно было по глазам. Что-то в нос подпевал. Вы чувствовали, что он рядом, но не с вами. Разговаривать с ним становилось трудно. Наступали паузы между фразами, неясно было, кончил он разговор или нет» 10 . А. Леман: «<...> у него было поразительное умение как-то не- заметно давать критические нагрузки. Он шел на это, ибо харак- тер его был интенсивен, динамичен, и он хотел у других видеть «сотемповость». <...> Он стремился понять сущность природы ученика и как бы проецировал учеников на будущее. <...> Как Экран успеваемости студента В. Флейшмана с 1-го по 4-й курсы учебы в Ленинградской консерватории Парадная лестница Большого зала 9 Евлахов О. Класс композиции Шостаковича // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 т. Л., 1987. Т.1. С.76. 10 Хентова С. В мире Шостаковича: Запись бесед с Шостаковичем. Запись бесед о композиторе. М., 1996. С. 170. Далее – В мире Шостаковича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1