Памяти композитора Вениамина Флейшмана

37 ЛЕНИНГРАД: ГОДЫ УЧЕНИЯ выдающийся педагог, он умел сказать то, что стимулировало рост, и умолчать о том, что могло этот рост затормозить» 11 . Ю. Левитин: «Не говорил ничего догматического или резкого. Не «давил» на учеников. Никогда не изменял то, что мы писали, но умел кратко и точно и тактично указать главные недостатки, мгновенно улавливал и отмечал саму суть музыки <...>» 12 . Г. Уствольская: «Он не правил партитуру. Старался понять. Если ему нравилось, это было видно. Он считал: композитор или получится или нет. Лучший курс жизни — все перенести в себе» 13 . Многие детали консерваторской жизни тех лет сообщены или подтверждены вдовой композитора, Людмилой Васильевной в письмах к автору статьи. Флейшман познакомился со своей будущей женой еще в музыкальном техникуме, где Людмила Васильевна училась на фортепианном отделении. Поже- нились они в 1936 году, а на следующий год вместе поступили в консерваторию. Повседневная жизнь композиторского класса Шостаковича была довольно насыщенной. Студенты занимались обществен- ной работой в духе 1930-х годов, выпускали стенные газеты с шутливыми рецензиями на каждого из соучеников; переход с курса на курс отмечался застольями в доме Шостаковича, а 23 мая 1939 года сообща отметили присвоение учителю звания профессора. Чаще всего в классе играли в четыре руки: Шостакович придавал большое значение владению фор- тепиано, сам тоже всегда много играл. На уроках звучали симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса. Уровень владения инструментом был разный. У Флейшмана совершенно не было фортепи- анной подготовки, а Левитин поступил на композиторский факультет уже после окончания испол- нительской аспирантуры. Он вспоминал: «Талантливый Веня Флейшман, например, еле-еле играл на фортепиано, а я концертировал» 14 . Различались и методы работы с каждым студентом над его сочинением. Шостакович позволял сту- денту действовать в соответствии с индивидуальными особенностями мышления. Например, Свиридов, Евлахов, Левитин и Уствольская писали быстро и много, — к моменту поступления в консерваторию они уже имели приличный композиторский «багаж». Флейшман тоже обладал удивительной работо- способностью, но интенсивность его работы не выражалась в продуктивности. Он писал очень трудно и медленно. Флейшман остался автором единственного и к тому же незаконченного произведения — оперы «Скрипка Ротшильда». Обнаружить какие-либо другие рукописи пока не удалось. Тем не менее известно, что на первом курсе Флейшман писал прелюдии для фортепиано. Юрий Леви- тинвспоминал, чтоонигралэтипрелюдииидаже сохранилдлясебяноты 15 .ОднаковличномархивеЛеви- тина нотыне былиобнаружены.МинасайЛевиев свидетельствовал, чтоФлейшманомбыли еще написаны вариации для фортепиано и романсы. О вариациях ни в каких других источниках больше не упоминает- ся. По-видимому, они никогда не исполнялись, а может быть, даже не были завершены. Также ничего не известно о работе над симфоническом произведением, стоявшем в вышеупомянутом учебном плане. 11 В мире Шостаковича. С. 179-180. 12 Там же. С. 166. 13 Там же. С. 172. 14 Там же. С. 166. 15 В мире Шостаковича. С. 166. В классе Д.Д. Шостаковича. Слева направо : Г. Свиридов, Ю. Левитин, Д. Шостакович, В. Флейшман, О. Евлахов. Ленинград, 1940 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1