Памяти композитора Вениамина Флейшмана

40 ЕЛЕНА СИЛИНА. В Л Е НИН Г Р А Д С К ОЙ К ОНС Е Р В А Т О Р ИИ «Из своих студентов Д.Д. особенно благоволил к Флейшману, — вспоминает И.Б. Финкельштейн, — только ему было позволено чуть ли не все годы писать одно сочинение — оперу «Скрипка Ротшильда». <...> Флейшман (с несоответствующей фамилии внешностью — блондин с голубыми глазами, да еще по-волжски окающий) был обременен большим семейством. Дмитрий Дми- триевич постоянно помогал ему материально» 23 . <…> Яркая студенческая жизнь омрачалась тяжелыми бытовыми ус- ловиями, приходилось постоянно испытывать трудности и лише- ния. Жили только на стипендию. Вениамин, как отличник, получал повышенную стипендию, его жена — обычную. «На первом курсе мы жили в общежитии в Тярлево. Надо было ежедневно ездить и тратить на это многие часы. Уезжали в шесть утра, а приезжали в 23 ч. Карабкались по сугробам в темноте. Вене удалось к Новому году — думаю не без участия Дмитрия Дмитриевича — получить комнатку в консерватории. Стало гораздо легче учиться, так как к тому времени у меня родилась дочка 24 и не нужно было ездить, тратить много времени. Достаточно было спуститься во двор и пройти через служебный двор в консерваторию» 25 . «Окно выходило прямо на крышу, а лестница была без лест- ничных площадок и вела прямо из двора консерватории на пятый этаж» 26 . «В ту же маленькую, узенькую комнатку каким-то образом удалось втиснуть рояль, где мы и готовили свои занятия» 27 . «Наше домашнее расписание было так построено, чтобы максимально ис- пользовать рояль. Веня уходил на занятия, а я приходила с занятий и садилась за рояль, и наоборот» 28 . Дмитрий Дмитриевич заботился и об отдыхе своих студентов — помог молодой семье получить путевку в Дом творчества компози- торов в Репино, где им выделили комнату. В то же самое время там отдыхал Юрий Свиридов с женой и маленьким сыном. По рекомендации Шостаковича Флейшман был принят канди- датом в члены Союза композиторов. Сохранился протокол объ- единенного заседания Ленинградского союза советских компози- торов и Ленинградского отделения Музфонда от 14 июля 1941 года, 29 на котором рассматривались заявления о приёме в члены Союза и Музфонда. В протоколе фигурируют кандидаты Флейш- ман, Салманов, Розенфельд, Пожалов, Тигранов, Тихомиров. Кандидатура Флейшмана была утверждена. Как и большинство студентов консерватории, Вениамин мно- го времени проводил в филармонии, на концертах и репетициях. Обязательно брал с собой партитуру исполняемых произведений. С товарищами или с женой ходил и в Кировский театр, и в Оперную студию консерватории, и в Капеллу. Людмила Васильевна вспоми- нает, что особенно запомнилась Галина Уланова в ленинградской премьере балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940). Шостакович с первых же занятий разглядел в своем ученике большое дарование. Кроме того, он не мог не почувствовать не- коей общности их характеров и мировоззрений. Юноша из провинции, к тому же из религиозной еврейской семьи, Флейшман был словно предназначен для всех неприятностей, которые могли случиться с таким человеком в СССР конца 1930-х годов. Его молчаливость, инакость, принципиальность взглядов также не предрекали ему спокойной жизни в условиях советско- 23 Финкельштейн Э.О Мастере в личном тоне // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 37. 24 Ольга Вениаминовна Флейшман (1938) родилась в Ленинграде. Закончила дирижерско-хоровое и фортепианное отделения музы- кального училища города Кирова. Преподавала в детской музыкальной школе. 25 Из письма Л.В. Флейшман от 11 ноября 1997 года. 26 Из письма от 25 февраля 1998 года. 27 Из письма от 11 ноября 1997 года. 28 Из письма от 15 сентября 1997 года. 29 ЦГАЛИ (Спб.), ф. 348, оп. 1, д. 37, протокол № 20. Вид на крышу Санкт-Петербургской консерватории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1