Памяти композитора Вениамина Флейшмана

42 ЕЛЕНА СИЛИНА. В Л Е НИН Г Р А Д С К ОЙ К ОНС Е Р В А Т О Р ИИ Заявление тов. Серебрякова на совещании совета, что «студенты должны в дальнейшем постараться завоевать право на получение Сталинской стипендии», является пока что благим пожеланием, лишен- ным всякого смысла. Существующее недопустимое отношение к факультету не может иметь места в стенах нашего вуза» 32 . В этом же русле выступил и И. Финкельштейн. В своей заметке «В чем причина» он также подчер- кивал достоинства и большой творческий потенциал своих сокурсников. Две другие статьи, одна из которых — «Правильно воспитывать молодых художников» — подписа- на И. Добрым, М. Матвеевым и В. Флейшманом, а вторая — «Дерзать и творить» — В. Салмановым, не касаются обсуждаемых злободневных проблем. Они затрагивают более общие вопросы творчества: в них отстаивается право на свободу в выборе тематики и в способах ее воплощения, право на вдохно- вение, немыслимое в условиях жестких ограничений. Единственным из профессорско-преподавательского состава композиторского факультета, кто при- соединился к студентам, был Шостакович, выступивший со статьей «Об учебе композитора». Он по- пытался высказаться более сдержанно и объективно, в противовес горячему тону своих молодых коллег: «Композиторский факультет нашей консерватории имеет много одаренных студентов и превосход- ных педагогов. Однако следует отметить, что факультет еще отстает от поставленных перед ним задач. Что же мешает композиторскому факультету быть ведущим в консерватории? Мне кажется, что легкомысленное отношение к учебе у многих студентов является большим тормозом на факультете. В консерватории слишком либерально относятся к композиторам-«должникам» и «хвостистам». Оче- видно, бытует соображение, что композитор – это человек особенный и подход к нему должен быть мягче. В таких случаях любят ссылаться на то, что некоторые талантливые композиторы не учились в консерваториях (Бородин, Римский-Корсаков и другие), некоторые недоучились (Метнер), а неко- торые были вообще исключены из консерватории за неуспеваемость. Однако это не мешает им быть «ведущими» композиторами и преуспевать на оперной ниве (Иван Дзержинский). Нужно прямо ска- зать, что подобные рассуждения приносят вред и не двигают вперед наше искусство. Второе, что мешает факультету, это чрезмерно разбухший учебный план. Надо надеяться, что уже к будущему учебному году план будет значительно сжат и это даст возможность повысить качество учебы. И наконец, необходимо студентам-композиторам уделять максимальное внимание самостоятельно- му изучению богатейшего музыкального наследия. Чем лучше молодой композитор усвоит замечатель- ные образцы музыкального искусства, тем лучше он будет сам сочинять» 33 . Эти публикации не прошли впустую и повлияли на дальнейшее развитие событий. Через месяц в очередном номере «Музыкальных кадров» сообщалось, что «ученый совет ЛОЛГК рассматривал вопрос об утверждении дополнительных кандидатов на получение Сталинских стипендий» 34 . Среди шести кандидатов от композиторского факультета оказался и Флейшман. В этом же году проблема факультета затрагивались и на совещаниях Союза композиторов. Не- однократно поднимался вопрос о пересмотре учебных планов. Обращает на себя особое внимание протокол заседания президиума ЛОССК от 16 января 1940 года 35 . На собрании присутствовали: Шо- стакович, Йохельсон, Круц, Тюлин, Кушнарёв, Щербачев, Гладковский, Свирина, 36 Гнесин, Штейн- берг, Юдин, Чулаки. Как видно из этого списка, кафедра композиции консерватории присутствовала в полном составе в связи с важностью решаемых вопросов. Профессор Тюлин выступил с сообщением «О катастрофическом положении на композиторском факультете в консерватории». Упрекнув союз в недостаточном внимании к консерватории, Тюлин обратился к членам союза с просьбой поддержать факультет и повлиять на сложившуюся ситуацию. Выступил на совещании и Шостакович: «Несомненно, президиум С[оюза] к[омпозиторов] недостаточно внимания уделял вопросам учебы и подготовки композиторских кадров, но обстановка Союза, якобы подрывающая дисциплину ЛГК, вряд ли существует. Я помню, что и у меня под влиянием некоторых педагогов были в свое время такие настроения, что консерватория не только не приносит пользы, но чуть ли не погубила меня как 32 Музыкальные кадры. 1940. 23 апреля. 33 Там же. 34 Музыкальные кадры. 1940. 20 мая. 35 ЦГАЛИ (СПб), ф. 348, оп. 1, д. 37. 36 Свирина – секретарь Союза композиторов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1