Памяти композитора Вениамина Флейшмана

43 ЛЕНИНГРАД: ГОДЫ УЧЕНИЯ композитора. Должен сказать, что сейчас, когда я стал старше, я понял всю пользу, принесенную мне консерваторией, и с благодарностью вспоминаю все, что я там получил. Совершенно несомненно, что все профессиональные навыки, которые у меня есть, я приобрел только в консерватории». Значительным событием в данной ситуации стали совместные заседания композиторского факульте- та консерватории и Союза композиторов, состоявшиеся 10 февраля и 3 марта 1940 года. Со стороны консерватории были приглашены не только ректор и профессора, но также студенты и аспиранты. Принимали участие в совещании и Шостакович, и Флейшман. Основной задачей, стоявшей перед собравшимися, было обсуждение новых работ молодых компози- торов. На первом заседании председательствовал М.О. Штейнберг, на втором — Л.М. Круц 37 . Первое заседание носило предварительный характер. Запланированное обсуждение значившегося в повестке дня первым пунктом доклада ректора консерватории П.А. Серебрякова сорвалось из-за отсутствия доклад- чика и было отложено до следующего раза. Показ трех студенческих работ прошел без срывов. Были прослушаны сочинения двух студентов Шостаковича — Симфония Болдырева и отрывки из «Скрипки Ротшильда» Флейшмана, а также Сонатина для фортепиано Слонима, ученика Штейнберга. Однако и их обсуждение не состоялось. Прослушивание других заявленных произведений также было перенесено. Второе заседание, по всей видимости, продолжалось не один час, так как его протокол занима- ет более шестидесяти страниц. Количество присутствующих в обоих протоколах не указано. Можно предположить, что эти собрания были достаточно многолюдными, так как только выступивших ока- залось около двадцати человек, а ведь наверняка были и такие участники, которым не удалось или не захотелось взять слово. Стенограмма заседаний воссоздает атмосферу живой, горячей полемики, в результате которой рождались спонтанные и яркие выступления. В них проявлялись, иногда совершенно неожиданно и непредсказуемо, характеры и темпераменты участников заседания. Довольно часто тон выступавших выходил за рамки общепринятой официальной сдержанности. Невольно все участники заседания раз- делились на два лагеря: с одной стороны — студенты, с другой — профессора. В этом соперничестве молодые композиторы выглядели весьма достойно. Они активно отстаивали свои права, не боясь быть осмеянными или наказанными. Студенты всколыхнули целый ряд наболевших вопросов — от учебных до бытовых. Многим из них приходилось испытывать трудности, связанные с проживанием в общежитии, где были невозможны регулярные и планомерные занятия. На этой проблеме, затронутой в докладе Серебрякова, заострили свое внимание, в частности Леман и Левиев. Одно из высказываний Лемана вызвало аплодисменты: «Я уже несколько раз говорил о том, что композиторов, живущих в общежитии, нужно поставить если не в особые условия, то хотя бы в равные 37 Стенографический отчет выездных заседаний ЛОССК в Ленинградской ордена Ленина гос. Консерватории по вопросам молодых композиторов. Протоколы заседаний хранятся в ЦГАЛИ (СПб), ф. 348, оп. 1, д. 39а. Малый концертный зал консерватории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1