Памяти композитора Вениамина Флейшмана

46 ЕЛЕНА СИЛИНА. В Л Е НИН Г Р А Д С К ОЙ К ОНС Е Р В А Т О Р ИИ После прослушивания М. Крохмаль попросила охарактеризовать главного героя «Скрипки Рот- шильда» Бронзу. Флейшман ответил: «Убытки занимают чересчур большое место в его жизни, он ме- лочен, угрюм; несмотря на это, он является в городе не последним человеком, так как в какой-то мере он художник, он оставляет после себя мелодию. Сценарий оперы составлен студенткой оперно-режис- серского факультета Лебедевой под руководством Каплана и Ю.И. Слонимского. Либретто составил Прейс». Хочется обратить особое внимание на следующий факт: во всей, доныне изданной литературе о Флейшмане, указывается, что либретто оперы композитор сделал сам. Появление имени А. Прей- са, либреттиста «Носа» и «Леди Макбет Мценского уезда», — еще одно свидетельство тесной творческой связи Флейшмана и Шостаковича. Возможно, обратиться к Прейсу рекомендовал именно Шостакович, и возможно также, что он содействовал встрече композитора и либреттиста. Настоящая полемика по поводу оперы начала разворачиваться только на следующем заседании. Дешевов: Мне очень понравилась опера Флейшмана, в ней очень много ценного. У некоторых пе- дагогов больше чувствуется волевое начало, другие ученики пользуются большей свободой, но это вопрос приема. Я убежден, что Д.Д. Шостакович может дать ученику большую свободу, а потом взять жестко в руки, я знаю, что у него глубокое и совершенно феноменальное чутье звуковое, и может быть, действительно нужно дать возможность ученику высказаться, а потом его крепко взять. Если сразу все перекраивать, теряется самостоятельность ученика. Томилин: Начну с наиболее талантливого из прослушанных произведений (я был не на всех про- смотрах), с произведения тов. Флейшмана. Флейшман принадлежит к числу наиболее одаренных студентов композиторского отделения, вместе с тем работа, которой он занят, несет в себе целый ряд моментов нехороших и невыгодных для композитора в смысле его творческого роста. За основу своей оперной работы тов. Флейшман берет произведение Чехова «Скрипка Ротшильда», руковод- ствуясь некой гуманитарно-эстетической идеей, хочет нарисовать образ Бронзы. Эта идея может быть передана таким образом: Бронза — человек неплохой по своим задаткам, но жизнь его калечит, и он становится таким, как есть, тем не менее какое-то оправдание существования Бронзы находится в мелодии, остающейся после его смерти. Идея как будто заманчивая, гуманитарная, эстетическая, но что в итоге получается у тов. Флейшмана? К сожалению, там нет тех контрастов, исходя из ко- торых можно было бы судить о том, что этот Бронза был когда-то человеком хорошим, и работа написана сплошь черной краской. Этот Бронза, которого мы бы хотели полюбить, понять, вызывает недоуменные чувства, когда смотришь на чрезмерно уродливое создание, ибо тов. Флейшман не по- казал, как эти житейские обстоятельства воздействуют на Бронзу. У меня спросят: можно ли это показать в одном акте? Я тоже в этом сомневаюсь, но, мне кажется, чрезвычайно невыгодно брать композитору такой сюжет, который вынуждает его обращаться только Вид Большого зала консерватории со сцены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1