Памяти композитора Вениамина Флейшмана

47 ЛЕНИНГРАД: ГОДЫ УЧЕНИЯ к черным краскам. Почему? Потому что творческая психика формируется определенным образом, формируется язык композитора, и, мне кажется, неслучайно то, что эта мелодия Бронзы до сих пор не сочинена, несмотря на то, что работа длится давно. Я буду очень рад ее услышать и отказаться от своего предположения. Такое одностороннее устрем- ление композитора к выполнению своей задачи может привести к одностороннему отбору техниче- ских средств, и, если человек над такой темой посидит еще годик, ему потребуется пять лет для того, чтобы научиться писать светлую, понятную, мелодическую музыку. У нас в свое время крепко критиковали Д.Д. Шостаковича за его неудачу в опере «Леди Макбет» и заодно прихватили оперу «Нос», но должен сказать, что по сравнению с некоторыми местами оперы тов. Флейшмана оперы Шостаковича — это «детские игрушки». Я очень верю в дарование тов. Флейшмана и думаю, что он сумеет достаточно круто повернуть в сторону заданий более современных для его творческого развития. Чулаки: Флейшман на меня производит впечатление одного из наиболее талантливых студентов, чув- ствующих вокал, с наиболее выразительной декламацией, серьезно относящихся к своему творчеству. Недопустимо столь долгое сидение и желание (далее неразборчиво — Е.С.) в процессе роста молодо- го композитора в данном сочинении. Когда год назад Флейшман показывал почти то же, что и сейчас, в Союзе композиторов, я это весьма поддержал и думал, что человек будет быстро и многосторонне ра- сти. Но сидеть на сочинении, которое, кстати, не дает повода развернуться конструктивному дарованию, создать динамическое стремление, ступенчатую форму, — против этого можно возразить. Удачность этой работы может сильно обернуться против автора в смысле его роста, ему придется сильно наверстывать. Ответная речь Флейшмана во многих отношениях показательна. Студент, которого характеризовали как человека тихого и молчаливого, взорвался и решил высказаться по всему реестру затронутых во- просов, и притом высказаться нелицеприятно. Его резкие суждения, шокировавшие не только препо- давателей, но и студентов, свидетельствуют о том, что внешняя сдержанность и скромность в повсед- невном общении скрывали за собой темпераментную и страстную натуру. Флейшман: Говорили, что здесь была слышна национальная музыка, но не было слышно русской музыки. Мне этот тезис в выступлении тов. Чулаки не понравился 39 . Мы не слышим русскую музыку часто оттого, что плохо умеем вникать в сущность музыки. Дело объясняется как раз этим. Когда мы говорим о национальной принадлежности в музыке, вопрос возникает не столько о языке и форме, а в первую очередь о содержании, и, действуя примитивным способом исключения, можно заметить, что последние две симфонии Шостаковича 40 являются произведениями, которые можно написать только в условиях Советского Союза, и, второе, что автор должен быть советским человеком с соот- ветствующим миром идей и чувств, и этим определяется содержание симфоний Шостаковича. В первую очередь нужно подходить к произведению не по тому, есть ли там увеличенные секунды или квинты в сопровождении, а нужно заинтересоваться тем, какие вопросы в этой музыке ставятся и как ставятся эти вопросы. С этой точки зрения надо судить о том, к какой национальности данная музыка относится. Некоторые товарищи не прочь отбросить советскую музыку до, может быть, не особенно высокого собственного музыкального уровня, а может быть, еще дальше, скажем, на путь каких-нибудь вариаций на тему русской песни, на путь преклонения, обожествления фольклорного материала и т.д. Но если взять советского человека, например любого тракториста или колхозницу, то, безусловно, мир их идей и чувств будет гораздо богаче, чем те частушки, которые они исполняют. Поэтому не нужно ставить вопрос так, что если есть эти частушки или вариации на тему «Во поле береза стояла», то это музыка советская или русская, а если их нет, то это музыка неопределенного национального состояния. То же самое по вопросу о новаторстве. Не следует давать рецептов новаторства, и тов. Чулаки, который обещал поставить этот вопрос на ноги, однако, этого не сделал. Речь велась относи- тельно различных сочетаний, формы и языка. И в первую очередь надо говорить о том, что вот жизнь становится иной, что у людей появляются новые чувства, новые герои, и если в соответствие с этими изменениями в жизни приведен композиторский арсенал, то это и есть новаторство. 39 Чулаки упрекнул молодых композиторов за невнимание к русскому фольклору, за непонимание значения народности в музыке, ставя в пример студентов Левиева и Тиграняна, которые обильно использовали в сочинениях свой национальный фольклор (узбекский и армянский). 40 Очевидно, имеются ввиду Пятая и Шестая симфонии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1