Памяти композитора Вениамина Флейшмана

57 ЛЕНИНГРАД: ГОДЫ УЧЕНИЯ Контрольный диктант, написанный В. Флейшманом на приемном экзамене в консерваторию с оценкой «отлично» их находить опору не в славе, не в признании — в музыке. Он учил их деликатности и терпимости. Он сам с восторгом принимал каждое удавшееся сочинение и их учил радоваться успеху товарища. Шостакович называл всех учеников на «вы» и по имени-отчеству, но каждый классный концерт, каждый экзамен заканчивался у него дома за обильным и радушным столом. Он делился с ними идея- ми, друзьями и деньгами, стараясь помочь анонимно. Он, в жизни не задавший ни одного бестактного вопроса, всегда знал, кого надо поддержать, кого — подбодрить. Шостаковичу скромность импони- ровала больше деловой хватки, и сомнения он принимал охотнее даже самой оправданной уверенно- сти в своих силах. Может, поэтому он был так внимателен к застенчивому, молчаливому Вениамину Флейшману? Учиться Флейшману было трудно. Одной одаренности в классе Шостаковича не хватало, нужна была хорошая фортепианная подготовка, высокая музыкальная культура, а всей серьезной доконсер- ваторской учёбы у Вениамина было те же два класса училища, да и дома он играл не на фортепиано, а на скрипке. Спасала его необыкновенная работоспособность. Он спал по шесть часов в сутки, остальное время проводил за роялем. Появились первые успехи. Но Флейшман собой был недово- лен, считая, что должен работать ещё больше. В личном деле Шостаковича, буднично хранящемся в архиве Ленинградской консерватории, лежит листочек заметки, написанной кем-то, очевидно, для консерваторской газеты: « В консерватории с текущего года введенытворческие публичные отчеты классов компози- ции. Вчера состоялся показ работ со студентами самого молодого профессора консерватории Д.Д. Шостаковича <…>. Умел создать настроение в своих произведениях и другой компози- тор — Флейшман, студент 1-го курса. Его романсы на тексты Гете и Лермонтова колорит- ны и оригинальны» . А Вениамин, ничего не сообщая об этом концерте, писал домой: «За это время я написал ещё три фортепианных прелюда, а дальше должен писать «бал- ладу» (более крупная форма). В общем, все зависит от меня, а я ещё не успел развернуться в смысле количества» . «Мне хочется написать вам о классе Д.Д. Шостаковича в целом. На первое место стоит по- ставить Свиридова, который за лето написал симфонию. За ним по масштабам — Левитин,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1