Памяти композитора Вениамина Флейшмана

64 ГРИГОРИЙ ГОЛОВИНСКИЙ. С ЛЮБ О В ЬЮ К Ч Е Л О В Е К У Ладовое строение этой темы усложняется остинатным басовым голосом сопровождения, выдержанным в фа диез миноре. Мело- дия выступает таким образом о д н о в р е м е н н о как бы в двух ладовых и тональных значениях (в фа мажоре и фа диез ми- норе), налицо явные черты политональности 3 . Ладовое заострение темы имеет здесь глубокий психологический смысл, танцевальная мелодия окрашивается в сумрачные тона, в ней появляются нотки страдания, боли, щемящей тоски. В Флейшман отталкивается от еврейского фольклора, воспроизводя распространенный тип трагикомических песен-плясок: бедняк задавлен нуждой, несча- стьями, и лишь природный юмор спасает его от полного отчая- ния, ему остается пуститься с горя в пляс. Однако, если в народном творчестве сущность образа раскрывает контраст содержания т е к с т а и танцевального облика м у з ы к и, то здесь аналогичный эффект достигается средствами профессионального искусства — столкновением м а ж о р н о й и м и н о р н о й трактовок одной и той же мелодии. В результате оживленный и, казалось бы, про- стой напев звучит словно сквозь горькую усмешку. Так на новом этапе новаторскими средствами развиваются тра- диции Мусоргского, открывшего неведомые прежде возможности отображения глубин человеческой психологии путем драматиза- ции бытового жанра («Гопак», «Песни и пляски смерти»). Эпизод, о котором идет речь, строится на непрерывном дина- мическом нарастании, приводящем к вершине — оркестровому 3 Здесь образуется особый фа диез минор, в котором понижены все ступени, кроме третьей. А фа мажор и такой «пониженный» фа диез минор очень близки друг другу: у них совпадают все ступени кроме первой. Теоретическое обоснова- ние родства подобных тональностей как особого проявления одноимен- ности и указание на распростра- ненность аналогичных тональных соотношений в современной музыке (в частности, в произведениях Д. Шостаковича) содержится в статьях А. Должанского и Л. Мазеля (журнал «Советская музыка», № 4, 1947; № 2, 1957). Л. Мазель предложил называть их одновысотными (однотерцовыми).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1