Памяти композитора Вениамина Флейшмана

65 ЛЕНИНГРАД: ГОДЫ УЧЕНИЯ фугато. Здесь на фоне pizzicato струнных тема упорно повторяется и по мере того, как вступают но- вые группы инструментов: валторны, кларнеты с гобоями и английским рожком и, наконец, флейты с флейтой пикколо, поднимается все выше и выше. В результате обнажается своеобразная «темная» энергия темы, она звучит почти зловеще: музыка, как бы освободившись от текста и от вносимого им оттенка иронии, «всерьез» раскрывает то, что испытывает герой в свой предсмертный час. И после такой драматической кульминации с особой яркостью воспринимается просветление, которое несет с собой финал, еще отчетливее выступает благородная основная мысль оперы. Статья эта написана не только для того, чтобы почтить светлую память человека, отдавшего свою жизнь в боях за Родину. Мы глубоко убеждены в принципиальном значении работы В. Флейшмана. «Скрипка Ротшильда» расширяет наше представление об оперном творчестве предвоенных лет в обла- сти лирико-бытовой, лирико-психологической оперы. В ряду больших достижений советского опер- ного искусства второй половины 1930-х годов произведение В. Флейшмана занимает пусть скромное, но особое место. В то же время по своей гуманистической идее и глубокому интересу к переживаниям обыкновенного, простого человека оно неразрывно связано с ведущими художественными тенденци- ями советского искусства. Однако, «Скрипка Ротшильда» представляет далеко не только исторический интерес. Успешный опыт В. Флейшмана по созданию оперы на основе небольшого рассказа должен быть использован нашими композиторами; особенно перспективным кажется нам применение этого опыта на совре- менном литературном материале. Ведь композиторы в поисках тем и сюжетов обращаются большей частью к романам и повестям, «ужимая» их до рамок оперного либретто. Природа же оперного жанра открывает широкие возможности «развертывания» небольших лите- ратурных фрагментов в более протяженные построения, а, следовательно, дает возможность исполь- зовать малообъемные литературные жанры: рассказы, новеллы. В лучших рассказах К. Паустовского, С. Антонова, Ю. Нагибина, Б. Бедного и других привлекают великолепно очерченные типы, харак- теры современников, тонкость, разработанность психологического анализа, богатство жизненных наблюдений. На этой основе не напишешь монументальную эпопею в пяти актах с прологом и эпи- логом, но сколько здесь благодарнейшего материала для создания небольших лирических и лирико- бытовых опер. Хочется, чтобы опера В. Флейшмана стала, наконец, спустя 20 лет после ее окончания, достоянием широкой общественности. Хорошо, что Всесоюзное радио исполнило ее в феврале нынешнего года (дирижер — Д. Далгат, исполнитель партии Бронзы — Л. Болдин). Думаем, что ею заинтересуются театры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1