Памяти композитора Вениамина Флейшмана

72 АЛЕКСАНДР ЛИВШИЦ. В Е НИ АМИН Ф Л Е ЙШМА Н Музыкальная драматургия оперы построена по принципу нарас- тания драматического напряжения, логически подводящего к раз- вязке. Жена Флейшмана так вспоминает о первом показе оперы: «Пом- ню, как проходило прослушивание оперы «Скрипка Ротшильда» на экзамене. Мы с Веней готовились к этому дню, проигрывали партитуру в 4 руки. Веня подпевал вокальную часть. После экза- менов товарищи Вени поздравили его с успехом. Потом мы со- брались вечером у Дмитрия Дмитриевича, было интересно и весе- ло, были все ученики Дмитрия Дмитриевича, и он делился своими творческими планами». <…> «Скрипка Ротшильда» в течение многих лет была забыта, но опера выдержала испытание временем. Она не потеряла своей свежести и звучит так, словно написана сегодня. <…> Опера за- интересовала московских музыкантов, присутствовавших на [кон- цертном] исполнении «Скрипки Ротшильда» [в июне 1960 года]. Нас, свидетелей этого события, глубоко тронуло отношение Д.Д. Шостаковича ко всему, что было связано с судьбой «Скрипки Ротшильда». Кто наблюдал, как взволнованно-любовно Дмитрий Дмитриевич следил за разучиванием оперы на репетициях, тот мог понять, какие чувства владели им. <…> В дни блокады Ленинграда Флейшман ушел в ополчение. Слабый здоровьем, обремененный семьей, он имел все основания остаться дома. Но у него и мысли об этом не было. 5 июля 1941 года одним из первых он внес свою фамилию в список комсомоль- цев, добровольно отправлявшихся на фронт. В маленькой открытке, посланной родным, он писал: «Здрав- ствуйте, дорогие! Я подал заявление в военкомат о зачислении до- бровольцем в Красную Армию. Таких заявлений у нас в консерва- тории очень много». Последнее письмо Флейшмана к родителям прибыло из Красно- го Села; в последнем письме к жене он, в частности, говорил о том, что вместе с товарищами готовит «гостинцы» для врагов. События последних недель и дней жизни Флейшмана развер- тывались следующим образом. Всех консерваторцев зачислили в ополчение Октябрьского района. Создавались укрепленные районы. Ополченцы копали и строили доты. Группа, в которую входили В. Флейшман, В. Кухарский, И. Добрый 4 и совсем еще молодой композитор Катакин 5 , находилась в Русско-Высоцком укрепленном районе, несколько западнее Красного Села. Флейш- ман готовился к предстоящим боям, очень детально, скрупулезно изучал материальную часть врученного ему оружия, был аккуратен и исполнителен. Наряду с этим он редактировал комсомольскую фронтовую газету. Флейшман, Гаглоев 6 и Катакин были в одном доте, охранявшем магистраль, ведущую к Ленинграду. Фашисты, видимо не подозре- вая опасности, лезли напролом, но, когда они подошли к доро- ге, то наткнулись на огонь противотанковых орудий дота. Немцы всполошились и решили уничтожить дот. Композитор Добрый, передавший подробности этих событий, находился немного левее лесочка, где расположился КП и откуда был виден дот, укрывший Флейшмана и его боевых товарищей. Фа- шистам удалось подойти вплотную к ним. Оружие же КП могло 4 Добрый Иосиф Павлович (1905-1973), композитор. В 1938-1941 учился в Ленингр. консерватории, в классе компози- ции у Д.Д. Шостаковича. В 1941-1948 – в Советской Армии. С 1930 муз. рук. и пианист в драм. театрах (в частности в Теа- тре малых форм) и в самодеятель- ности. В 1960-1971 старший муз. редактор всесоюзных издательств «Сов. композитор» и «Музыка». 5 Катакин Александр Константино- вич (1916-1941), композитор. Род. в г. Тарту Эстонской ССР. Ушел на фронт в Армию нар. опол- чения с 4-го курса Ленинградской консерватории. Погиб вместе с Гаглоевым и Флейшманом, сражаясь рядом с ними в одном доте. 6 Гаглоев Заур Захарович (1917-1941), композитор. Род. в Осетии. Учился в муз. техникуме в Цхинвали (кл. Б.А. Галаева), затем в Ленинградском муз. техникуме (1937-39). В 1939 поступил в Ленингр. консерваторию (кл. П.Б. Рязанова). Погиб в сентябре 1941.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1