Информационный доклад о деятельности тверских библиотек в 2015 г.

18 Относительные показатели деятельности 7. Читаемость 27,7 27,7 27,9 8. Посещаемость 9,9 10,0 10,2 9. Обращаемость 1,63 1,68 1,72 10 Документообеспеченность на жителя 6,0 5,8 5,5 Экономические показатели 11. Расходы на обслуживание на одного пользователя, руб. 838,7 840,0 830,1 12. Расходы на одно посещение, руб. 84,5 83,9 81,6 13. Расходы на одну документовыдачу, руб. 30,0 30,0 29,7 За рассматриваемый период основные итоговые показатели характеризуются отрицательной динамикой, но то, что темпы их снижения за 2015 г. либо замедлились, либо не выросли, придаёт некоторый оптимизм. Например, число читателей, как и в 2014 г., уменьшилось на 1,7 %, а посещений только на 0,5 % (в 2014 г. на 1 %), книговыдача упала на 1,3 % (в 2014 на 1,6 %). Растёт число посещений массовых мероприятий (+1,2 %) и библиотечных интернет-сайтов (+12,7 %), хотя и медленнее, чем в прошлом году. На 30 % выросло количество изготовленных для пользователей копий документов, среднее по области — 3,6 тыс. экз. Разброс показателей от 0 по Кимрской городской библиотеке до 51 тыс. по МБС гор. Твери. Качественные показатели дают небольшой рост. Статистика фиксирует очередное уменьшение документообеспеченности на жителя, которая приближается к нижней границе норматива — 5,5 ед. Экономические показатели по сравнению с 2014 г. на 1-2 % ниже, что свидетельствует только о недостаточности финансовых средств, а не об эффективности их вложения. 3.4. Сравнительный анализ основных статистических показателей деятельности структурных подразделений КДУ. В 2015 г. количество библиотечных структурных подразделений КДУ увеличилось до 39 (+14), большая часть (36) находится в сельских поселениях. Расширение круга библиотек, входящих в структуру КДУ, дало механический рост основных показателей: количество пользователей — 12,8 тыс. (+5,1 тыс.), посещений — 104,9 тыс. (+38,3 тыс.), выдано 300,0 тыс. экз. документов (+123,5 тыс.). В реальности завершившаяся передача, например, всех библиотек Кувшиновского района в Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр, т. е. ликвидация самостоятельной библиотечной системы, следовательно, и её функций, самым отрицательным образом сказалась на качестве библиотечного обслуживания населения. Последствия случившегося: сокращение числа пользователей, посещений, книговыдачи. Отсутствие методического обеспечения сельских библиотек, в том числе, сыграло отрицательную роль в организации сбора статистических сведений. Нельзя также не отметить, что пострадали и другие важные виды библиотечной деятельности, например, сократилось пополнение электронного каталога новыми записями. За 2015 их количество увеличилось всего на 452 ед., а в 2014 г. прирост составил 3845 ед. Абсолютные показатели основных работ/услуг, выполненных муниципальными библиотеками Кувшиновского района Тверской области № п/п Наименование показателей Год 2013 2014 2015 1. Количество зарегистрированных пользователей, всего человек 7 999 5 734 4 385 2. Количество посещений, всего, ед. 42 065 39 836 27 632 3. Выдано документов, экз. 174 264 134 133 105 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1