Тверские памятные даты на 2021 год

143 Перечень знаменательных и памятных дат ноябрь 170 лет назад (1851) Открыто движение по Петербургско-Московской Николаевской (Октябрьской) железной дороге Первая двухпутная казённая железная дорога в Российской империи, построенная для обеспечения железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом и положившая начало созданию желез- нодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 645 км. Руководство строительством осуществляло Главное управление путей сообщения и публичных зданий под управ- лением генерал-адъютанта П.А. Клейнмихеля. Магистраль пролегла по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. На всей протяжённости дороги обустроено 34 станции четырёх классов, построенные по ти- повым проектам. На территории современной Тверской области рас- положены станции: I-го класса (Бологое, Тверь), II-го класса (Спирово), III-го класса (Вышний Волочёк, Осташков, Завидово), IV-го класса (Березайка). Все станции возводились по единому генеральному пла- ну, объединённые архитектурным замыслом и цветовой гаммой. На станциях, в соответствии с их классом, строились вокзалы: I и II классов – островные (за исключением Санкт-Петербурга и Москвы) из кирпича (по проектам архитектора Р.А. Желязевича), III и IV – деревянные, сбо- ку от путей. Подвижной состав изготавливался на Александровском чугунолитейном заводе (г. Санкт-Петербург). Дорога вводилась в экс- плуатацию поэтапно: в 1847 г. – на участке Санкт-Петербург–Колпино; в 1849 г. – Колпино–Чудово; в 1850 г. – Вышний Волочёк–Тверь. Первый рабочий поезд прошёл по всей дороге 3 авг. 1851 г. 18 авг. 1851 г. по до- роге были переправлены батальоны лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков; 19 авг. 1851 г. император Николай I со свитой и семьёй проехал по дороге, показав, что «железная дорога теперь окон- ченная, связывает воедино две столицы Русского государства и откро- ет для нашего быта и промышленности новуюэпоху». В день официаль- ного открытия железной дороги 1 нояб. 1851 г. первый пассажирский поезд, состоявший из вагонов I, II, III классов, багажного и почтового вагонов, проследовал из Санкт-Петербурга вМоскву за 21 час 45 минут. Библиография: • История железнодорожного транспорта России. 1836–1917 гг. Т. 1.– СПб, 1994. • Тверские памятные даты на 2006 год / ТОУНБ им. А.М. Горького.– Тверь, 2005.– Режим доступа: http://tpd.tverlib.ru • Иванов П. «Прямо дороженька...» // Тверские ведомости.– 2014.– 17–23 янв. 1 ноября

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1