Тверские памятные даты на 2021 год

201 Статьи его, первым из всех тверских святых, последовала на Соборе в 1547 году. Среди 11 самых первых подвижников благочестия, причтенных к лику обще- русских святых, Макарий Калязинский получил особое признание, и вместе с митрополитом Ионой Московским, преподобным Пафнутием Боровским и а р х и е п и с к о п о м И о а н н о м Новгородским был прославлен в чине Великого Чудотворца. К Собору 1547 г. были написаны Служба на день па- мяти Макария и Житие, вошедшие в Великие Минеи Четьи. За что же удостоился столь ве- ликого почитания преподобный Макарий Калязинский, в миру Матвей Васильевич Кожин? Он ро- дился в 1401 г. в селе Гритково (ныне Кожино в составе Кашинского го- родского округа), в семье боярина Василия Кожи. В юности успел же- ниться на Елене Яхонтовой. После смерти молодой жены принял мона- шеский постриг с именем Макарий в Николаевском Клобуковом муж- ском монастыре в Кашине (в 2011 г. монастырь, один из древнейших на Тверской земле, был преобразован в женский, сегодня там находится вос- становленная по сохранившейся фо- тографии Прокудина-Горского келья преподобного Макария). В поисках уединения, вместе с несколькими учениками (в числе которых был его племянник и друг, будущий препо- добный Паисий Угличский, в миру Павел Гавренев) ушёл из Клобукова монастыря, и в 1434 г. основал оби- тель во имя Святой Троицы в глухих лесах на берегу Волги в 20 верстах от Кашина, территория вокруг которой впоследствии дала начало городу Калязину. Родители преподобногоМакария – Василий и Ирина также потом были причислены к лику местночтимых свя- тых. Брат Григорий впоследствии стал двенадцатым тверским епископом под монашеским именем Геннадий. От брата Александра пошёл известный дворянский род Кожиных. Еще при жизни современники называли основателя Троицкого мо- настыря в Калязине великим и свя- тым старцем, его заслуженно считали продолжателем духовных подвигов преподобного Сергия Радонежского. Святой муж пользовался почтением у власть имущих и простых людей. Авторитетный и энергичный игумен Калязинского монастыря сыграл важ- ную роль в преодолении смуты XV в. – феодальной войне 1425–1453 гг., на соборном совещании в Москве в 1446 г. усовестив Дмитрия Шемяку и призвав его помириться с Василием Тёмным путем крестоцелования. Скорее всего, именно он мог поспо- собствовать обручению и венчанию сына Василия II будущего Государя Всея Руси Ивана III на княжне Марии Борисовне Тверской, что обусловило мирную интеграцию Тверского княже- ства в централизованное Московское государство. Вероятней всего, что память об этих заслугах калязинского угодника как раз и привела к тому, что он был причислен к лику святых на первом же общерусском церковном Соборе 1547 г. Равно, как и нескончаемые чу- деса, продолжавшиеся и после смерти святого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1