Магия звука и пластики

102 ной Азии более 30 периодических изданий, включая журналы по искусству, страстный поклонник и знаток мировой оперы и бале- та. Он объездил лучшие мировые площадки, посещая театральные премьеры последних 20 лет. В этом немалая заслуга его жены — солистки балета Ташкентского театра оперы и балета им. А. Навои. Джаспал Сингх Уберой хотел превратить Бангкок в мировой куль- турный центр исполнительского мастерства. «Фестиваль трудно приживался на тайской почве, — вспомина- ет Роберт Эрнестович. — Европейская классическая музыка непри- вычна для тайцев. Успех фестиваля — заслуга королевской семьи Таиланда, особенно покойной ныне принцессы Гальяни, сестры царствующего короля. Хорошо, что тогда удалось убедить Гальяни взять фестиваль под своё покровительство. Был построен роскош- ный театрально-концертный зал, строился оперный театр… Однаж- ды я увидел, с каким почтением тайцы относятся к своим царству- ющим особам. В зале перед началом спектакля вся публика стоит, пока не приедет принцесса. И только когда она садится, садятся все остальные. В конце спектакля от имени принцессы ведущим испол- нителям и дирижёру преподносят цветы. Потом королевская особа покидает зал, и только тогда люди идут к выходу. Я удостоился ау- диенции у принцессы, когда мы ставили в Бангкоке с москвичами «Ромео и Джульетту». Думал, что мы посидим вдвоём, поговорим, однако действительность меня изумила. Моему взору открылся огромный зал, сама принцесса сидела в дальнем углу, 12 фрейлин стояли по бокам, а ещё по стенам стояли около 100 человек свиты. Гальяни сидела и просто ела банан… Мне, в отличие от коренных тайцев, не пришлось ползти, как у них принято, 30 метров на коле- нях. Мы беседовали о театре, музыке, о новых веяниях в культуре. А потом она спросила, чего я хочу. Тогда я выразил пожелание, что- бы организаторов отметили какими-нибудь знаками почёта. Прин- цесса была удивлена тем, что просили за других». Каждый год на тайский фестиваль приглашаются лучшие теа- тры и исполнители. Музыкального директора назначают только на один год. Р.Э. Лютер четыре раза приглашался на эту должность. Он участвовал в фестивале 8 лет, обычно в качестве дирижёра. при- возил различные музыкальные коллективы. В 2003 году в содружестве с композитором Н. Овсянниковым,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1