Магия звука и пластики

104 дочери известного в Башкирии композитора Загира Исмагилова, автора национальных опер «Салават Юлаев», «Кахым турэ». Балет «Аркаим» — не первый опыт Лейлы Исмагиловой. Замысел балета необычен, также оригинально было его режиссёрское решение. Лютером также были осуществлены постановки опер Д. Верди «Риголетто» и «Бал-маскарад», «Фауст» Ш. Гуно с компьютерной сценографией, балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», К новым постановкам он привлекал столичных режиссёров (Ирину Габитову из Мариинского театра), художников (Михаила Ку- рилко-Рюмина из Москвы), сценографов (Уве Шварц, Германия). При содействии Лютера в декабре 2005 года на сцене Башкирского театра впервые была поставлена опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегу- рочка». Спектакль ставила московская творческая группа в составе дирижёра-постановщика М. Грановского, режиссёра-постановщика Б. Морозова, художника И. Иванова, балетмейстера И. Лазаревой. Благодаря обширным творческим связям главного дирижёра впервые в истории Башкирского театра осуществились масштабные зарубежные гастрольные поездки, в которых была задействована вся труппа и оркестр. В ноябре 2005 года балет и симфонический оркестр под управлением маэстро Лютера показали в Лиссабоне и Порту (Португалия) балет «Лебединое озеро» Чайковского, а в апреле 2006 года — оперу Верди «Риголетто». Театральный сезон 2007—2008 годов прошёл под знаком 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Юбилейный сезон открылся фестивалем спектаклей башкирских и русских композиторов и премьерой оперы Загира Исмагилова «По- слы Урала». Лютером совместно с петербургскими композиторами была проделана тщательная работа над оркестровой партитурой. Она стала более современной и удобной для исполнителей. «Эта оркестровка воспринимается теперь вполне современно в хорошем смысле этого понятия, правильно подчёркнуты какие-то нюансы, возможно, даже в стиле И. Стравинского. Оркестровка приподняла уровень всего спектакля. Опера стала выглядеть более театрально, без ложного пафоса. Понятнее стал смысл драматических колли- зий, связанных с присоединением к России», — говорил впослед- ствии Роберт Эрнестович. Оркестр Башкирского театра под управлением Р. Лютера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1