Магия звука и пластики

121 палубе с бокалом, смотрел, фантазировал…Потом побывал во всех возможных музеях». Бывая на гастролях и посещая музеи, он, пре- жде всего, посещал античные экспозиции. В Италии в Риме он ос- мотрел Колизей и увёз оттуда камни. И, конечно, он много читал. И вот, наконец, Якобсон начал работу над постановкой балета Хачатуряна «Спартак». На генеральной репетиции «Спартака» Ма- каров получил травму. «Артист должен быть готовым ко всему… Там у нас была такая сцена: Спартак, то есть я, приказывает глади- аторам сделать лестницу из человеческих тел и по их спинам взбе- гает на высокий парапет. Но оказалось, что спины у рабов вспоте- ли. Я поскользнулся и, падая, зацепился за гвоздь — мне оторвало кусок мяса с ноги. Врач прибежал, кричит: «Всё! В больницу!» Но какая больница, если у меня ещё два акта, и в зале публика сидит?! Перебинтовали, и я дотанцевал. Потом наша многотиражка напи- сала: «Макаров совершил поступок…» А врач запретил танцевать премьеру. Но я нашёл косметолога, который написал расписку, что он гарантирует — никакой гангрены не будет. После каждого акта он промывал рану, накладывал пластырь, но к следующему антрак- ту у меня опять кровь шла. Это же колено — сгибаешь ногу, ранка опять разрывается. Но кровь — это даже хорошо было, работало на образ». Уже после премьеры Ф. Лопухов в своей книге «Шестьдесят лет в балете» напишет о Макарове: «Якобсоновского «Спартака» трудно отделить от Спартака Аскольда Макарова. У нас были и бу- дут танцовщики лучше Макарова в техническом и пластическом отношении, но Макаров был и остаётся пока что лучшим и един- ственным в своей сфере — там, где надо крупными штрихами на- рисовать волевой, мужественный, активный образ героя в полном смысле этого слова, героя, который не столько даже нарисован, сколько вылеплен. Скульптурность пластики Макарова — качество не частое в артистической среде. Творческий опыт Макарова надо ценить и изучать, хотя, как известно, самое драгоценное проявле- ние индивидуальности нельзя ни перенять, ни повторить». Партию Фригии, кроме И. Зубковской, танцевала Нинель Пе- трова. Известный балетовед В. Красовская писала: «Феей неж- ности она оставалась в прощальной сцене со Спартаком — Ма- каровым, благословляя его на смертный бой. Фригия — Петрова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1