Магия звука и пластики

122 своей пластикой говорила больше не о себе, а о нём…» После «Спартака» были новые партии: Данилы в «Камен- ном цветке» С. Прокофьева, Рыбака в новаторской постановке театра — балете А. Петрова «Берег надежды», которым дебюти- ровал как хореограф И. Бельский. Сюжет рассказывал о рыбаке, который был выброшен бурей на чужой берег и, преодолев все пре- грады, вернулся на родину. Лирические мотивы в этом балете пере- плетались с публицистическими, и Аскольд Макаров делал акцент на вторых. «Никогда не забуду, — вспоминал он, — как, возвраща- ясь с Берлинского международного фестиваля молодёжи и студен- тов, я видел советских солдат, которые возвращались после войны на Родину. И тут, в Бресте, не стесняясь своих слёз, они плакали и, плача, целовали родную землю… Эти воспоминания очень помог- ли мне понять чувство вновь обретённой родины». В 1960-е годы на сцене Кировского театра были поставлены балеты «Маскарад» по М. Лермонтову в постановке Б. Фенстера и «Отелло» по В. Шекспиру в постановке Чабукиани на музыку А. Мачавариани... В «Маскараде» блистала Нинель Петрова, но в целом балет оказался неудачным. В «Отелло» главную роль ис- полняли Б. Брегвадзе и А. Макаров, причём каждый нашёл соб- ственные краски в решении этого образа. Макаров акцентировал цельность натуры Отелло, его душевную ясность и силу. Роль Дез- демоны танцевала Нинель Петрова. Аскольд Анатольевич вспоми- нает: «Я душил на сцене свою жену — этим не каждый мужчина может похвастаться». После постановки «Спартака» Якобсон задумал воплотить средствами балетного искусства стихотворное наследие Маяков- ского. Сначала он хотел поставить спектакль «Мистерия-буфф», где совмещались бы сатира, героика, трагедия и буффонада. Но в конце концов он остановился на комедии «Клоп». Макаров должен был исполнять роль Присыпкина. Но потом балетмейстер изменил замысел: он ввёл роль самого поэта, который «сочинял» своих геро- ев на глазах у зрителей. Макаров же должен был воплощать самого Маяковского. Он был в великом смущении, но, тем не менее, ра- бота над ролью началась: «Готовясь к работе над ролью, я съездил в Грузию, в Багдади. Там сохранился дом лесничего — отца поэта, где хранится ещё колыбель Маяковского. Много раз я беседовал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1