Магия звука и пластики

123 с Д.М. Молдавским (пропагандистом творчества Маяковского). По- бывал на спектакле «Они знали Маяковского» с Н. Черкасовым в Театре им. Пушкина. Однако сомнения мои и недоверие не исчез- ли бесследно, хотя идея Якобсона была мне глубоко симпатична своей новизной и смелостью. Музыку заказали Олегу Каравайчу- ку, известному в Ленинграде своими чудесными импровизациями. Работать с ним было трудно. При каждой встрече с Якобсоном он мог играть совсем другую музыку для… одного и того же эпизо- да…Мы уже начали репетировать в зале, а музыка ещё сочинялась. Я уже знал, что Маяковский будет сочинять свои образы на гла- зах у зрителей, что мне в той или иной степени придётся перево- площаться в образы всех действующих лиц. Это был спектакль резких жанровых переключений: из героики — в гротеск, из буффонады— в лирику. Спектакль необычайной конструкции, про- диктованной необычностью материала и центрального образа…» Художественное оформление спектакля выполнили художники Т.И. Сельвинская, А.Д. Гончаров и Б.А. Мессерер. Для Якобсона и Макарова создание на балетной сцене обра- за Маяковского стало настоящим творческим подвигом. Спектакль имел грандиозный успех. Ольга Берггольц писала: «Я узнала его. Ну, конечно, это тот Маяковский, Маяковский нашей юности — озорной, весёлый, доверчивый, смелый… Наш Маяковский, не бронзы многопудье и не мраморная слизь, а живой, весёлый, бес- страшно шагающий и прыгающий по сцене». Созданию героического образа в советском балете посвяще- на и кандидатская диссертация, которую А.А. Макаров защитил в Академии общественных наук в 1969 году. На следующий год он окончательно расстался с Кировским театром и стал заниматься пе- дагогической работой на балетмейстерском отделении Ленинград- ской консерватории. Кафедра хореографии Петербургской консерватории — уни- кальная. Она была создана в 1962 году по инициативе Фёдора Васи- льевича Лопухова, который считал, что подготовка балетмейстеров музыкального театра плодотворна только на базе фундаментально- го музыкального образования. Именно консерватория даёт такую возможность, так как там обучаются и композиторы, и дирижёры, и музыковеды. Уникально и само постоянное творческое сотруд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1