Магия звука и пластики

127 уволен в запас в звании старшего унтер-офицера. В апреле 1885 года Усть-Сысольское уездное полицейское управ- ление выдало ему свидетельство «на временную отлучку по его на- добностям и занятиям в деревню Кузнецово Лугининской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии сроком на 11 месяцев». По разрешению местного уездного полицейского управления Налимов стал заниматься плотницкой работой в Кузнецове и Все- святском. Он приобрёл популярность среди окрестных жителей как столяр-краснодеревщик. Его пригласил на работу в своё имение Услада местный земский начальник В.И. Гардини. Семён Иванович делал для него художественно инкрустированную мебель. В 1890 году произошла встреча будущего создателя Великорус- ского оркестра русских народных инструментов Василия Андреева с мастером-самородком. Он уговорил Гардини отпустить Налимова к нему, дабы тот обновил обстановку в его доме. Так мастер пере- брался в сельцо Марьино, где жил Андреев. Семёну Ивановичу в качестве эксперимента было предложено изготовить по чертежам и рисункам Андреева две балалайки. Васи- лий Васильевич ещё до знакомства с Налимовым занимался рекон- струкцией русских народных музыкальных инструментов. В 1884 году он заказал мастеру И.М. Муравьёву первую «улучшенную» балалайку, но она не устроила его. А новый инструмент, изготов- ленный Налимовым, стал по тем временам подлинным шедевром. На средства Андреева мастер построил в Марьине небольшую мастерскую, которую назвали «Экспериментальные мастерские по выделке образцовых музыкальных инструментов». Она была оснащена очень точным немецким столярным инструментом, всё делалось вручную. Материал, в основном ель и клён, покупали в Петербурге на специализированной лесной бирже и тщательно высушивали. Ель для дек выписывали из Тамбовской губернии. Клей употребляли рыбный — осетровый. Лак Налимов делал сам. Под руководством мастера работало много учеников, они ста- ли хорошими мастерами, в том числе и тот самый И.М.Муравьёв. Экземпляры, которые Семён Иванович делал из своего материала, он мог продавать. На инструментах ставились этикетки: «Работа С.И. Налимова под руководством В.В. Андреева, сельцо Марьи- но-Андреевское», и цена была высокой. Каждый образец Василий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1