Магия звука и пластики

136 оперы краснофлотцами или заводчанами, сдача спектакля рабочей и армейской аудитории превращались в узаконенную театральную практику. Сергей Прокофьев писал, противопоставляя СССР Запа- ду, откуда только что приехал: «Здесь сценические произведения нужны, и нет сомнения в том, на какой сюжет они должны быть написаны: сюжет должен быть героическим и конструктивным (со- зидающим), ибо это черты, которые ярче всего характеризуют дан- ную эпоху». В центр музыкально-театрального процесса вполне закономер- но выдвинулась историческая опера, получившая «героическую» интерпретацию. Сюжеты таких опер базировались на эпизодах народных восстаний и бунтов, ориентиром которых стала «народ- ная музыкальная драма» Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Музыковеды считают, кстати, что и сам «Борис Годунов» был написан великим торопчанином не без влияния всесильной фран- цузской «большой оперы». Фокусом сюжета оказывалась любовная интрига, всеми своими перипетиями увязанная с социальными ка- таклизмами. Тем самым удовлетворялись и расчёты на прохожде- ние либретто через соответствующие инстанции, и надежды театра на зрительский успех. Схема до поры до времени срабатывала почти безотказно, но в глазах реформаторов музыкального театра эта тенденция, конеч- но, воспринималась как консервативная, поскольку театр не выпол- нял возлагаемой на него воспитательной функции, идя на поводу у вкусов так называемой «старой публики». Старый жанр не мог представлять новую, советскую тему. Известный театровед Павел Марков писал: «Появлявшиеся в тот период немногочисленные советские оперы не затрагивали по большей части современных тем… Они разрабатывали отдельные исторические или легендарные сюжеты в манере «гранд-опера», с большими ансамблями, ариями, дуэтами, и понимали сцениче- ское действие чрезвычайно внешне — как набор эффектных сцени- ческих положений». Видимо, по этой причине опера Абрама Пейсина «Шалонь» (1934), в основе сюжета которой лежат исторические события во Франции, прозвучала лишь по ленинградскому радио.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1