Магия звука и пластики

146 композиции у профессора Николая Пейко, причём на последнем курсе уже работал преподавателем этого института. Пейко начинал свой путь ещё во время войны, был ассистентом Дмитрия Шостако- вича и Николая Мясковского в консерватории, затем возглавил соб- ственный композиторский класс, а также руководил композиторской кафедрой в институте им. Гнесиных. Он считается одним из круп- нейших композиторов-симфонистов России ХХ столетия и едва ли не самым авторитетным после Мясковского композитором-пе- дагогом московской композиторской школы, снискал репутацию выдающегося энциклопедиста своего времени. Николай Иванович воспитал более пятидесяти композиторов, среди которых — Юрий Абдоков, София Губайдулина, Алексей Ларин, Валерий Пьянков. С 1971 года Пьянков работал редактором в оперно-симфони- ческой редакции издательства «Музыка». В феврале 1973 года его приняли в Союз композиторов СССР. Он проходил стажировку у композиторов Револя Бунина, Юрия Фортунатова, Израиля Фин- кельштейна, Бориса Чайковского, Николая Сидельникова. Вале- рий Васильевич участвовал в семинарах молодых композиторов вДоме творчества «Иваново», гастролировалпо стране с авторскими концертами. Одним из самых ярких его впечатлений этого периода была работа с Дмитрием Шостаковичем по подготовке издания оперы «Нос». Известно, насколько непростой была судьба этого произве- дения. Работу над оперой юный Шостакович начал в 1927 году. По его словам, он поставил задачей сатирическое изображение эпохи Николая I, чем и объяснялся выбор гоголевского сюжета. Большую часть либретто Шостакович написал самостоятельно. Поскольку повесть невелика по объёму, Дмитрий Дмитриевич позаимствовал материал и из других произведений Гоголя: «Шинели», «Женить- бы», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ» и других. В опере даже звучит песенка Смердякова из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Оперу первоначально планировалось ставить в Большом теа- тре с режиссурой Мейерхольда, но Всеволод Эмильевич был очень занят другими постановками, и эта работа сорвалась. Партитуру и либретто передали в Малый оперный театр, где 18 января 1930 года состоялась премьера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1