Магия звука и пластики

147 Развитие действия имеет кинематографический характер, вы- ражающийся в большом количестве сменяющих друг друга картин, а также в стилизации киноэффектов. От сцены к сцене Шостакович обращается к различным музыкальным техникам и стилям. Гротеск- ный дух оперы поддерживается множеством эксцентрических от- ступлений от канонов жанра, что проявляется в нестандартном со- ставе оркестра, включающего, помимо традиционных оркестровых инструментов, фортепиано, балалайки, домры, большое количество ударных; в необычных музыкальных решениях (первый антракт на- писан для одних ударных); в экспериментах с вокальными партиями. Критика встретила «Нос» серией отрицательных отзывов, и после шестнадцатого показа её пришлось снять с репертуара. Только в 1962 году партитура «Носа» была издана в Вене, по- сле чего оперу стали ставить в различных зарубежных театрах. На родину она вернулась в 1974 году в постановке Московского камер- ного музыкального театра под управлением Геннадия Рождествен- ского (режиссёр Борис Покровский, художник Виктор Талалай). Издание «Носа» и осуществлял наш земляк Валерий Пьянков. Следующее появление «Носа» на российской сцене относится к 2004 году, когда опера была преподнесена публике в исполнении артистов Мариинского театра (дирижёр Валерий Гергиев, режиссёр Юрий Александров, художник Зиновий Марголин). В 1983 году Валерия Пьянкова пригласили в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных на должность старшего преподавателя кафедры композиции, а с 2002 года до на- стоящего времени он работает здесь как профессор. Валерий Васильевич — автор трёх симфоний, двух симфони- ческих увертюр, инструментальных концертов и сюит, оратории памяти Юрия Гагарина «Земля, поклонись человеку!» на слова Олжаса Сулейменова, кантаты «Непокорённые» на слова Михаила Луконина, Детского реквиема «Беслан», опер «Весёлый попутчик» по рассказу Александра Грина, «Тутта Карлссон и Людвиг ХIV» по сказочной повести Яна Экхольма и «Горгона» (современная опе- ра-фантазия по мотивам древнегреческих мифов). Одним из любимых жанров композитора Пьянкова является хоровая музыка без сопровождения. Это хоровые концерты «Кар- тины из русской жизни», «Печальные песни» на стихи Алексан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1