Магия звука и пластики

158 В 1977 году А. Смелков стал лауреатом Всесоюзного конкур- са молодых композиторов за создание «Героической поэмы», про- звучавшей в двух исполнительских трактовках: в Новосибирске в исполнении симфонического оркестра Новосибирской филар- монии под управлением лауреата Всесоюзного и международного конкурсов Валерия Гергиева и в Москве на Всесоюзном смотре творчества студентов-композиторов музыкальных вузов страны в Концертном зале им. П.И. Чайковского в исполнении Московско- го государственного симфонического оркестра. Дирижировала на- родная артистка СССР Вероника Дударова. В 1978 году Смелков завершил Вторую симфонию. Его произ- ведения звучали по радио и Центральному телевидению. 1980-е годы были плодотворными для композитора. Им напи- сана Увертюра-токката (1981), вокальный цикл «Из Рильке» (1983), 2-я соната для фортепиано по «Слову о полку Игореве». За это про- изведение он был награждён дипломом Ленинградского областно- го комитета ВЛКСМ «за претворение эпических традиций русской музыки» на смотре творчества молодых композиторов 1985 года. В 1985—1986 годах он создал «Поэму о матери» (посвящён- ную М.А. Ульяновой), заказанную, в духе времени, к юбилейным торжествам 60-летия Октября. Это трагическая музыкальная по- эма, где звучат образ бескрайних просторов России, сцена казни Александра Ульянова с жестокой барабанной дробью и скорбный монолог матери. Вскоре композитор начал работу одновременно над двумя со- чинениями: кантатой «Путешествующий принц» на стихи китай- ских поэтесс средневековья Се Тяо, Хуан Цинь Дзянь, Ли Цинь Чжао для сопрано, флейты, струнного оркестра и ударных и оперой «Пегий пёс, бегущий краем моря». Обращение к китайской поэзии — явление крайне редкое среди современных композиторов. В основе стихов лежит утон- чённое страдание невстречи (слово М. Цветаевой) в восточной культуре созерцания, чувствования и самообладания… По словам музыковеда, секретаря Союза композиторов России М.Г. Бялика, (кантата) — это «красивая, глубоко прочувствованная музыка, где каждый мелодический изгиб, каждая оркестровая деталь исполне- ны выразительности и смысла!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1