Магия звука и пластики

159 Опера «Пегий пёс, бегущий краем моря» написана по повести Чингиза Айтматова. Первое исполнение в качестве музыкальных картин состоялось 31 мая и 1 июня 1986 года под управлением лау- реата всесоюзного и международного конкурсов, народного артиста Северо-Осетинской АССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Валерия Гергиева, а в 1988—1990 годах она с большим успехом шла в театре Юрия Александрова — Ленинградском камерном те- атре, ныне «Санктъ-Петербургъ Опера». Автором либретто был Юрий Александров. Позже опера была поставлена в Алма-Атин- ском оперном театре им. Абая под управлением С. Ферулиева и в Новосибирском оперном театре под управлением С. Калагина. Практически одновременно с оперой и кантатой композитор создал ещё несколько ярких сочинений. Познакомившись с науч- ной работой фольклориста Михаила Лобанова, собирающего не услышанную прежде музыку деревенских народных кличей, Алек- сандр Павлович написал «Кличи лесов» для камерного оркестра. Ещё одно сочинение для симфонического оркестра было на- писано на сюжет литературного памятника «Хожение за три моря» в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время путешествия в индийское государство Бах- мати во второй половине XV века. Исполнение состоялось 12 и 13 апреля 1987 года оркестром под управлением лауреата между- народного конкурса, лауреата премии Ленинского комсомола Ни- колая Алексеева в Ульяновске, а 4 апреля 1990 года это сочинение исполнил в Ленинграде Литовский молодёжный симфонический оркестр под управлением лауреата всесоюзного и международного конкурсов Г. Ринкявичуса. Многие из написанных произведений композитора ещё не были исполнены: «Три русские баллады» для голоса с фортепиано, слова народные (по материалам М.Л. Мазо и сборнику Д.М. Ба- лашова «Русская баллада»), три арии из оперы «Полёт аиста» по пьесе В. Дударева «Порог» (либретто Ю. Александрова), фрагмен- ты балета «Дракон» (либретто В. Салимбаева по пьесе Е. Шварца), оперы «Карлик нос» по мотивам сказки В. Гауфа (либретто К. Ко- марова и Ю. Александрова), несколько вокальных циклов на стихи Ф. Тютчева и современных поэтов. С этого же времени композитор сотрудничает с детским хором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1