Магия звука и пластики

161 стихотворений Владимира Набокова» для сопрано, баритона и фортепиано; «В чём тайна чар твоих?», элегия для сопрано и сим- фонического оркестра на стихотворение П.И. Чайковского «Лан- дыши»; «DmetriusImperator», кантата для тенора и симфоническо- го оркестра на стихи Максимилиана Волошина; «Арион», кантата для баритона детского хора и симфонического оркестра на стихи А.С. Пушкина; «Стая лёгких времирей», кантата для сопрано, струнного оркестра и арфы на стихи В. Хлебникова; «Пресвятая Мария», кантата для сопрано, тенора, скрипки и фортепиано на слова Григора Нарекаци и Саакадухт Сюнеци в переводе В. Брю- сова, созданная к 1700-летию принятия христианства в Армении; «Час души» на стихи М. Цветаевой; кантата-метафора (мистерия) «Сирень» по поэме К. Романова «Севастиан-мученик» и М. Цвета- евой «Отцам — II» («Поколенью с сиренью»). Органичность музыки и текста присуща и таким его крупным вокальным полотнам, как опера. Самой первой была опера «Пегий пёс, бегущий краем моря», в основу которой положено произве- дение Чингиза Айтматова, а либретто и постановка принадлежат Юрию Александрову. Следующей была опера «Пятое путешествие Колумба». Либретто написал режиссёр, драматург и сценарист, ком- позитор, прозаик, поэт Марк Анатольевич Розовский. Одной из вех его биографии была режиссёрская работа в Театре оперы и балета им. Кирова. Поставил оперу в своём театре Юрий Александров. В Театре музыкальной комедии были поставлены оперы Алек- сандра Смелкова по повестям А.С. Пушкина «Станционный смо- тритель» и «Выстрел». Они были приурочены к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в 1999 году. Позже они были поставлены на сцене Мариинского театра молодым режиссёром Софьей Сира- канян со сценографией признанного театрального художника Эмиля Капелюша. За дирижёрским пультом стоял сын композитора Павел Смелков. Изначально в дилогии из опер «Станционный смотритель» и «Выстрел» был одинаковый состав инструменталистов и певцов. Вместо оркестра — трио инструменталистов: скрипка, кларнет и фортепиано. Солистов на сцене столько же: сопрано, тенор и бари- тон. Для постановки в Мариинском театре композитор создал новую редакцию оперы для полного симфонического оркестра. В 2002 году А. Смелков закончил комическую оперу для детей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1