Магия звука и пластики

167 «Легендой русского тромбона» назвал В.В. Сумеркина извест- ный американский тромбонист Ирвин Вагнер. Сам Виктор Васи- льевич называет тромбон своей первой и единственной любовью, которая продолжается более полувека. Рождение тромбона относят к ХV столетию. Принято считать, что прародителями его были кулисные трубы. Вообще медные ду- ховые инструменты (трубы, валторны, тубы) похожи, но только тромбон отличается от них своей выдвигающейся кулисой. В со- став симфонического оркестра его ввёл Бетховен. О выразительных возможностях тромбона хорошо сказал в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестров- ке» выдающийся французский композитор и дирижёр Гектор Берли- оз: «Тромбон, на мой взгляд, является подлинным главой того рода духовых инструментов, который я отнёс к эпическим. Действитель- но, ему в высшей степени свойственно благородство и величие: он обладает всеми серьёзными и сильными интонациями высшей му- зыкальной поэзии — от звучаний религиозно-торжественных, пол- ных покоя, до исступлений оргических воплей. И от композитора зависит, будут ли тромбоны петь подобно хору жрецов, угрожать, приглушённо стонать, прозвучат ли тихим погребальным звоном, воспоют ли гимн славы, разразятся ли ужасающим криком или про- трубят свою фанфару о пробуждении мёртвых и гибели живых». Почему именно тромбон выбрал для себя Виктор Васильевич? Об этом он написал в автобиографии: «В том, что я стал музыкан- том, есть своего рода магия. Судите сами. Я появился на свет в де- ревне Волково Бежецкого района Тверской (Калининской) области 3 января 1933 года. А несколько недель спустя, 28 февраля того же года, в Ленинграде умер основатель Петербургской тромбоновой школы профессор Пётр Наумович Волков. В Ленинграде я с родителями жил за Нарвской заставой — и до войны, и после. Впятером ютились в одной комнате в деревянном доме барачного типа. И вот из этой убогой комнаты вышли: академик, заслуженный деятель науки — мой брат; ведущий конструктор в об- ласти акустических систем — моя сестра; народный артист России, профессор Петербургской консерватории — ваш покорный слуга. Музыкой у нас в семье никто не занимался. Тромбон «вы- брал» меня в 1944 году. В эвакуации, в райцентре под Калинином,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1