Магия звука и пластики

168 я увидел фильм «Серенада Солнечной долины» с участием орке- стра под управлением знаменитого тромбониста Глена Миллера. Степень испытанного мною потрясения словами передать невоз- можно. Вновь и вновь я, одиннадцатилетний мальчишка, бегал смо- треть эту легендарную картину — бессчётное число раз. И именно тогда я понял, что хочу стать тромбонистом. Весной 1945 года, когда мы вернулись в Ленинград, ожив- ший после блокады, я услышал по радио, что Дворец пионеров объявляет набор в музыкальную секцию. Мы, подростки, слете- лись в Аничков дворец с разных концов города и предстали перед комиссией, как стайка воробьёв. А мне за короткую стрижку дру- зья дали прозвище Зяблик… Моим первым педагогом по тромбону стал Василий Иванович Юдин. Он был солистом оркестра в Ма- лом оперном театре, играл в оркестре Ленинградской филармонии при первом исполнении 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича 9 августа 1942 года, умел работать с детьми и привил мне любовь к инстру- менту, хотя не всё сразу получалось. Да и жизнь была тяжёлая. Кар- точная система, нищета. Помню, идешь после занятий голодный как собака, несёшь свой тромбон по морозу, по слякоти — без фут- ляра, без чехла… На углу Гороховой и Загородного — коммерче- ская булочная. Оттуда — густой запах горячего хлеба, а в карманах ни гроша. Постоишь, подышишь этим хлебным воздухом, слюну проглотишь — и домой… Своей скудной едой в детстве мы дели- лись с теми, кому приходилось ещё хуже. Помню, как мама иногда отправляла нас с кусочками хлеба, завёрнутыми в тряпицу, к немец- ким военнопленным, работавшим в Кировском районе на стройках. Во Дворце пионеров детей обучали музыке всерьёз: индивиду- альные уроки, ансамбль и даже оркестр. С известным дирижёром Исаем Эзровичем Шерманом (дирижёром Ленинградского Малого оперного театра) мы разучивали финал 2-й симфонии Чайковского, и тот послевоенный «Журавель» запечатлелся в сердце на всю жизнь. В восьмом классе меня потянуло в профессиональную музы- ку. В 1948 году я пришёл в училище им. Римского-Корсакова, сы- грал экзамен, был зачислен. Попал я в класс талантливому педаго- гу — Иосифу Акимовичу Гершковичу. Разносторонний музыкант, выступавший в своё время и в джаз-оркестре Леонида Утёсова, и в академической опере, он вырастил целую плеяду великолеп-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1