Магия звука и пластики

174 Практически всю свою творческую жизнь Виктор Васильевич совмещал две профессии: оркестрового музыканта и преподава- теля. Его педагогическая деятельность началась в 1956 году, ког- да он был ещё студентом консерватории. Ему передал свой класс И.А. Гершкович, уходя из училища. А с 1972 года у молодого ис- полнителя появился и свой класс в консерватории. «С конца 80-х, завершив исполнительскую карьеру, я все силы отдаю педагогике и не мыслю жизни без родной консерва- торской кафедры… Наставник, педагог, профессор, в моём пред- ставлении — это девяносто процентов школы. Какими качества- ми должен обладать настоящий педагог? Во-первых, он должен быть очень умным и эрудированным. Интеллектуальная составляющая главенствует сегодня на любом континенте, в любой школе. Недалёкий ремесленник до какого-то периода будет учить, но серьёзная перспектива для него закрыта. В состязании двух педагогов, более талантливого, но менее обра- зованного, и менее талантливого, но более образованного, в наши дни на высоте оказывается второй: побеждает именно интеллект. Я глубоко убеждён в этом. Во-вторых, настоящий профессор — это не теоретик, а прак- тик с большими теоретическими познаниями. Опыт, передаваемый ученику, должен быть лично пережит, пропущен педагогом через самого себя, а не воспринят с чужих слов. С другой стороны, среди музыкантов нередко встречается такой парадокс: кто здорово играл сам, тот не может учить, потому что учёба — это передача лично наработанных рефлекторных действий. А их нужно систематизи- ровать. Это не каждому даётся. Педагог — совсем другая, сложней- шая профессия. Огромная ответственность: стратегия и тактика, как на войне. И третье: педагог должен быть неравнодушным, это самое главное… Вот ко мне поступает студент-первокурсник, и я уже ду- маю: «Куда, в какой оркестр я его посажу?» Поэтому у меня две- надцать человек в Мариинском театре, четверо — в Заслуженном коллективе Республики; в Москве у Спивакова Саша Горбунов; в Гонконге в филармоническом оркестре Мокао Дима Зоркин; в Бремене, в филармонии, Толя Ягодин…» Это педагогическое Credo с успехом подтверждается многочис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1