Магия звука и пластики

198 Она великолепно «ставила» нам спину, позиции ног. Аделина Антоновна Джури давала нам уроки «пальцевой техники». Марию Александровну Кожухову «привёз» из Ленинграда В.А. Семёнов. Своей огромной эмоциональной экспрессией она су- мела заразить и нас, научила в прыжках «летать» по сцене, занимая всю площадку, научила не бояться падать, не бояться зрительного зала, помогла обрести свободу и естественность поведения на сцене. Из преподавателей-мужчин хочу отметить Касьяна Ярославо- вича Голейзовского. У Виктора Александровича Семёнова и Петра Андреевича Гусева мы занимались дуэтным танцем. Уроки Викто- ра Александровича дали нам умение прыгать высоко, по-мужски мощно, с поворотами в воздухе. Это умение сослужило мне верную службу на спортивных соревнованиях, в которых ученики школы участвовали постоянно. Я прыгала через планку, бегала. У меня со- хранились грамоты за мои спортивные достижения. Среди специальных дисциплин была у нас «ритмопластика», которую преподавала Людмила Николаевна Алексеева. Теперь это называется «модерн». Нас учили кувыркаться, ходить на ру- ках, но это не было спортом, а подчинялось художественным за- дачам, отражало содержание танца. Основы актёрского мастерства вела у нас одна из последних учениц Евгения Вахтангова — Вера Константиновна Львова. Этот предмет был впервые введён в Мо- сковском хореографическом училище и дал нам очень много для дальнейшей работы над ролью. Позже В.А. Семёнов ввёл ещё один предмет — «хореодрама». А педагогом, который его вёл его, был Игорь Александрович Моисеев. Игорь Моисеев отличался в сольных партиях многих балетов, но его влекло сочинение танцев. Я вспоминаю его первый урок. На него он пришёл вместе с блестя- щим пианистом Александром Цфасманом. В то время он работал концертмейстером в нашем училище. Игорь Александрович пред- ложил ему «играть, что он сам захочет», а мы должны были импро- визировать под эту музыку, делая сюжетные этюды. На сцену Большого театра я впервые вышла в 1928 году. В балете «Красный мак» я исполняла эпизодическую роль Малень- кого кули: держала и подавала Екатерине Васильевне Гельцер, танцевавшей Тао Хоа, красный цветок. Затем умирающая Тао Хоа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1