Магия звука и пластики

199 падала, опираясь на меня, а я с трудом удерживала её, боясь упасть вместе с нею. В 1930 году, когда в театре был поставлен балет «Футболист», Игорь Александрович занял нас с братом в сцене «В магазине», где Георгий был куклой-мальчиком в русском костю- ме, а я — куклой-девочкой в балетной пачке. В 1935 году он поста- вил в Большом театре балет В.А. Оранского «Три толстяка». В нём танцевали почти все учащиеся школы. Я танцевала роль Поварёнка. Мы принимали участие и в других постановках Большого театра. На втором курсе нас взяла в свой класс Елизавета Павловна Гердт. Это был человек высочайшей культуры. Она знала несколь- ко иностранных языков, музыку, живопись. Помимо профессио- нальных знаний, она привила нам любовь к музыке. Всем своим педагогам я безмерно благодарна. Они помогли мне стать балери- ной, разглядели во мне педагога. Первым сказал об этом Пётр Ан- дреевич Гусев, который в 1936—1941 годах руководил училищем. И уже год спустя после окончания МХУ и работая в Большом те- атре, я стала преподавать в училище классический танец. В конце 40-х годов по совету моего коллеги Анатолия Кузнецова стала вести и характерный танец (сейчас его называют народно-сценический). Преподавательской деятельностью я занимаюсь уже более 70 лет. Мой первый выпуск состоялся в июне 1941 года, перед самым началом Великой Отечественной войны. Среди тех выпускников были будущие солисты Большого театра, Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. Война застала учеников школы в подмосковном пионерском лагере «Поленово». Детей решили вывезти в Васильсурск, неболь- шой городок, расположенный на слиянии Волги и Суры. Сюда на пароходе «Григорий Пирогов» прибыли 155 учащихся и 15 педаго- гов. Я осталась в Москве. Артистов Большого театра распустили на летний отдых. А уже через месяц немцы начали бомбить Москву. Бомба попала и в здание театра. 13 октября Большой театр получил правительственное распоряжение об эвакуации в Куйбышев». Асаф Мессерер вспоминает: «Четырнадцатого октября арти- стам Большого театра объявили о срочной эвакуации в Куйбышев. Назавтра нужно было явиться на Казанский вокзал, взяв с собой чемодан со всем необходимым. Большому театру предоставили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1