Магия звука и пластики

202 который привнёс в балет искания драматической режиссуры, музы- ки, живописи. Он ставил Половецкие пляски в «Князе Игоре», где я танцевала Чагу, а в «Дон Кихоте» — цыганский танец. Он умел, как никакой другой балетмейстер, почувствовать актёрскую инди- видуальность танцовщика и полностью раскрыть её. Он не просто показывал движение, а объяснял его, будил фантазию, всегда дово- дил свой замысел до конца. Вайнонен Василий Иванович работал в Большом театре в 1946—1950 и 1954—1958 годах. Он предельно тонко чувствовал природу и лексику характерного танца, блестяще стилизовал его. Я танцевала Овернский танец в балете «Пламя Парижа», Тарантел- лу в «Мирандолине», Курдский танец в «Гаяне». Причём в поста- новке этого балета я участвовала ещё и в качестве балетмейстера. Работа была трудной и долгой (почти 4 года). Вспоминаются дли- тельные обсуждения сценария, музыки, художественного оформле- ния спектакля вместе с Василием Ивановичем, Арамом Ильичом Хачатуряном и художником Вадимом Фёдоровичем Рындиным. Ещё один балетмейстер, с которым мне довелось работать, — Леонид Михайлович Лавровский. С небольшими перерывами он с 1944 по 1963 год был главным балетмейстером Большого теа- тра. Я исполняла характерные танцы в балетах «Раймонда», «Ро- мео и Джульетта» и других. Он очень много работал с артистами, добиваясь проникновения в суть хореографического образа. В МХУ он ставил с учащимися концертные номера (например, на музыку «Классической симфонии С. Прокофьева). В Большом театре работали прекрасные художники. С некото- рыми меня связывали тёплые дружеские отношения. Волков Борис Иванович оформлял балет «Жизель» в постановке Л.М. Лавровско- го: Вильямс Пётр Владимирович — «Золушку» в постановке За- харова и «Ромео и Джульетту» в постановке Лавровского. Самым блестящим, на мой взгляд, был Владимир Владимирович Дмитри- ев. Он старался отойти от условностей и штампов, свойственных старым балетам. Его привлекали исторические и современные сю- жеты, которые сочетались у него с тонким психологизмом. Вместе с Б.И. Волковым он участвовал в создании балетных сценариев (на- пример, «Пламя Парижа»). Но особенно я дружила с Фёдором Фёдоровичем Федоровским

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1