Магия звука и пластики

208 притягивала его. Нередко можно было видеть его примостившимся где-нибудь в углу комнаты, с накрытым салфеткой лицом, поющим под собственный аккомпанемент, заключающемся в отстукивании ритма кулачком (лицо он закрывал от смущения). В отличие от бра- та и сестры, Веню обучали игре на скрипке, хотя к скрипке его не особенно влекло. Вместе с тем это помогло ему потом в развитии навыков ансамблевой игры. В мальчишеские годы он был участ- ником музыкального коллектива при Красном уголке «Просвещен- цев». Это был городской симфонический оркестр, торжественно названный Первым. В семье шутя называли этот небольшой ан- самбль «Персимфансом». Коллектив был примечателен тем, что в нём участвовали люди разных профессий и возрастов. На скрип- ках играли два учителя пения, местный судья, учащийся педагоги- ческого училища и тринадцатилетний Веня Флейшман. Молодой рабочий механического завода Егоров играл на трубе, бухгалтер Сорогожский — на фисгармонии, на рояле играла шестнадцатилет- няя школьница Дина Флейшман. Душа и организатор коллектива — учитель химии В.М. Переслегин — был кларнетистом. Именно он, заметив талант, первым сказал, что Вене надо серьёзно учиться му- зыке. Веня был, пожалуй, самым активным участником ансамбля. Собирались обычно субботними вечерами в одной из начальных школ. Еженедельно здесь вывешивалась сатирическая стенгазета «Звонок», которую редактировала Р.М. Флейшман. Играли в шахма- ты, придумывали и с большим юмором разыгрывали живые шара- ды. Все это, конечно, влияло на развитие серьёзного и вдумчивого юноши. Веня проявлял и литературные способности. Его сочине- ния обнаруживали глубину мысли и большую начитанность». Судя по всему, Веня учился в одном классе с Львом Гумилё- вым, и они вместе окончили школу и одновременно уехали в Ле- нинград. Весьегонский краевед Константин Манжин писал: «Веня окончил в 1929 году в Бежецке десятилетку, стремился получить музыкальное образование. Но родители хотели, чтобы он учился на инженера. Против воли родителей Вениамин уехал в Ленинград, поступил в подготовительную группу музыкального училища, но без стипендии и помощи родителей проучился месяц-другой и вер- нулся в город Бежецк, где и поступил на учительские курсы». Окончив эти краткосрочные курсы по подготовке учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1