Магия звука и пластики

212 экзаменам, но сам уходил искать в консерватории класс». Недолго длилась творческая жизнь Вениамина Флейшмана, но написать он успел много. К сожалению, рукописи произведений, за исключением оперы и фортепианных прелюдий, впервые испол- ненных Юрием Левитиным, не сохранились. Его однокурсник Ге- оргий Свиридов вспоминал, что в 1938 году Флейшман показал ему свой отрывок из «Рассказа Петра» (по роману А. Толстого), «чу- десную, оригинальную музыку, хотя и близкую в чём-то рассказу Пимена из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Наиболее значительным произведением Флейшмана считает- ся одноактная опера «Скрипка Ротшильда» (по рассказу Чехова). 10 февраля 1940 года в консерватории обсуждались сочинения уче- ников Шостаковича. В связи с оперой «Скрипка Ротшильда» Шоста- кович рассказал о содружестве студентов его класса со студентами режиссерского отделения и сказал: «Каждый студент-композитор должен уметь писать оперы, должен знать, как это делается». «Скрипка Ротшильда» оценивается музыковедами как зрелое по художественному замыслу и по мастерству произведение, впи- тавшее в себя проникновенное прочтение чеховского текста, ка- ждая фраза и мысль которого глубоко переосмыслены в музыке. Александр Лившиц пишет: «Волнующе претворена в опере чехов- ская душевная теплота. Характеристики персонажей эмоциональ- ны и конкретны, предельно правдивы». К достоинствам оперы от- носят свежий и яркий музыкальный язык, в интонациях, особенно в речитативах, видят глубокую связь с Мусоргским. Драматическое напряжение в музыке нарастает, логически подводя к развязке. Вот что говорил Шостакович по поводу своего ученика и оперы «Скрипка Ротшильда»: «В бытность мою профессором Ленинград- ской консерватории среди моих учеников был Вениамин Флейш- ман. Я с полной уверенностью могу сказать, что это был компо- зитор огромного таланта. С первых же шагов его композиторской деятельности он поразил меня своей изобретательностью, свеже- стью и настоящей горячностью своей музыки. В музыке Флейшма- на имелись все качества для её дальнейшего роста. Флейшман ве- ликолепно владел оркестром, у него была глубокая мысль большого художника. Его партитура полна изобретательности и изысканно- сти. Это был человек редкой чистоты, порядочности и трудолюбия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1