Магия звука и пластики

214 и беспокоюсь за него, как бы оно не пропало». Но вывезти рукопись удалось только в 1943 году. Это сделал композитор Борис Клюзнер, капитан-сапёр, воевавший под Ле- нинградом. Он доставил Шостаковичу оригинал оперы — 111 ли- стов. Дмитрий Дмитриевич всё прочитал, разобрал, восстановил. Закончив работу, перечислив действующих лиц, выписав состав оркестра, он сделал на титульном листе такую запись: «”Скрипка Ротшильда” сочинялась Вениамином Иосифовичем Флейшманом с 1939 года по лето 1941 года, когда началась война. К этому вре- мени был готов клавир «Скрипки Ротшильда» и большая часть пар- титуры. С начала войны В.И. Флейшман пошёл добровольцем на фронт. С тех пор от него и о нём не было известий. Очевидно, он погиб на войне. Уходя на фронт, он оставил в Ленинградском Сою- зе советских композиторов рукопись «Скрипки Ротшильда»... Моя работа свелась к тому, что я дооркестровал «Скрипку Ротшильда» и переписал карандашную партитуру». Шостакович, как обычно, поскромничал: помимо оркестровки значительной части оперы он досочинил некоторые вокальные и хоровые партии и 5 февраля 1944 года завершил оперу в лириче- ском камерном стиле, свойственном Флейшману. Но даже вели- кий Шостакович 16 лет не мог добиться её постановки, и только 20 июня 1960 года состоялось первое концертное исполнение оперы в Доме композиторов в Москве. Группа артистов Москов- ской филармонии на инициативной основе восемь месяцев готови- ла это сложное произведение. Партию Бронзы исполнял известный бас Михаил Рыба, партию Ротшильда — Михаил Николаев. Тогда же дирижёр Геннадий Рождественский осуществил запись оперы на Всесоюзном радио. А 24 апреля 1968 года она была поставлена в Ленинградской экспериментальной студии камерной оперы в Большом зале Ленинградской консерватории (художественный руководитель Соломон Волков). Сразу же после постановки опера была названа «сионистской» и запрещена к дальнейшему показу. Владимир Зак, рассказывал: «Шостакович, говоря о своей приверженности к еврейскому фольклору, сказал, что вошёл в этот мир благодаря своему ученику Вениамину Флейшману и работе над его оперой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1