Магия звука и пластики

32 и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе». Лаврентий Дмитриевич прекрасно осознавал необходимость занятий актёрским мастерством. По воспоминаниям современни- ков, Донской ассоциировался с образом русского крестьянина. Та- тьяна Львовна Щепкина-Куперник писала: «О Донском вспомина- ется с невольной улыбкой. У него был сильный хороший голос, но несколько глуховатого тембра, при полном отсутствии «металла». Вот это певец, который определённо не играл на сцене и даже не делал вид, что играет! Это был могучего вида человек, очень пол- ный, с хорошим русским лицом. Таким можно себе представить себе русского ямщика, способного шутя править лихой тройкой. Когда он пел Собинина в «Иване Сусанине»… и тому подобные партии, он был вполне на месте, но когда он выходил, например, в «Фаусте», в трико, обтягивающем его монументальные ноги, и в шляпе с пером на кудрях деревенского ямщика, нельзя было не улыбнуться. Однако он добросовестно нёс репертуар, пел ведущие роли и был очень музыкален». В письме Ленскому от 21 сентября 1897 года Донской пишет: «Я через неделю должен выступать в партии Руальда в опере «Ро- гнеда» (В. Серовой), хотелось бы её с Вами пройти, музыкальная часть у меня совсем готова…» В другом письме он просит сделать рисунок для грима. В записке по поводу исполнения роли Дубров- ского он просит Ленского прийти на генеральную репетицию опе- ры «Дубровский». Не порывал Донской и с Дарьей Михайловной Леоновой. Её классы сольного пения он посещал для проверки своего голоса. Вместе с ним занимался у Леоновой и её прежний ученик Василий Петрович Шкафер. В своих мемуарах «40 лет на русской сцене» он вспоминает: «Спев две-три гаммы, затем арию Радамеса из «Аиды» Верди или Элиазара из «Жидовки», он брал все ноты правильно. Причём я лично, как тенор, никогда не замечал, чтобы Донской пел «на улыбке»… Донской принадлежал к разряду неутомимых тружеников. Благодаря своей титанической работе как в смысле общеобразовательном, так и по части вокального и сценического искусства, он добился очень видных результатов… У него было выработанное дыхание, голос был выровнен на всём протяжении

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1