Магия звука и пластики

33 диапазона, пение было слегка по-русски — открытое, но вместе с тем музыкальное, приятное. В театре он считался хорошим пев- цом и в труппе Большого театра занимал видное положение, пел самый разнообразный репертуар и всегда пользовался успехом у публики и у музыкальной критики». В одной из рецензий, посвящённых «Аиде», читаем: «Во главе всех исполнителей нужно назвать Донского, поразившего нас тон- кою художественностью и мастерством своего пения. Донской ис- полняет партию как первоклассный артист. Давно, очень давно нам не приходилось слышать в Большом театре такого законченного во всех отношениях исполнения; да очень немного и между итальян- скими знаменитостями найдётся теноров, могущих соперничать с Донским в этой партии. В сценическом отношении он держится не только удовлетворительно, но даже красиво и с достоинством. Для нас кульминационным пунктом оперы был на этот раз заклю- чительный дуэт, который нам никогда не приходилось слышать спетым так художественно тонко, как спели его А.М. Маркова (уче- ница Е. Лавровской) и Донской. Превосходен был Донской и в сце- не 3-го акта, где все оттенки различных настроений переданы были им истинно артистически. Мы уверены, что если бы Донской спел так на одной из больших сцен Запада, то европейская известность была бы ему обеспечена, а русская публика встречала бы его с вос- торгом» (Московские ведомости. 1892. № 279). Профессор Московской консерватории Николай Дмитриевич Кашкин, в свою очередь, признавал партию Радамеса в исполнении Донского большой удачей: «Донской одинаково хорош и в силь- ных, и в нежных сценах; по манере давать звук его можно сравнить с лучшими певцами, а по тонкости оттенков и музыкальности фра- зировки он может удовлетворить требованиям какой угодно боль- шой сцены» (Русское обозрение. 1892. № 2). Об исполнении роли Собинина в «Иване Сусанине» Кашкин писал: «Донской — отлич- ный Собинин во всех отношениях, и мы готовы признать эту пар- тию и роль лучшими в его репертуаре». Эта «русская» манера Донского не встретила понимания у по- клонников итальянской школы; один из них писал в газете «Ново- сти» № 252 за 1888 год, что Донской поёт, как поют парни в хорово- дах, и даже, что «голос его имеет вульгарный тембр». Донской же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1