Магия звука и пластики

47 «Синяя блуза», он с головой окунулся в эту работу. Занятия и репе- тиции там проходили чуть ли не каждый день, и Сигизмунд утром шёл в училище, а после обеда — в «Синюю блузу». В костюме си- неблузника он выступал в качестве аккомпаниатора-импровизатора и автора всевозможных марш-парадов, танцев, куплетов, частушек. В ходу были также попурри на известные мелодии оперетт и русских песен. Кац стал участником эстрадных представлений, пел сатири- ческие куплеты, делал кульбиты и трюки за роялем. «Синяя блуза» много гастролировала, выступала даже в Америке, где гастроли за- тянулись на полгода, а также на Дальнем Востоке и в Манчжурии. Из-за этих гастролей у Каца начались проблемы в учёбе, и его отчис- лили из техникума (правда, спустя некоторое время восстановили). Примерно в это время молодой композитор написал музыку к «Левому маршу» Владимира Маяковского и сообщил об этом са- мому поэту. Тот ответил, что «Левый марш» хорош и без музыки, но согласился на совместное исполнение на одном из концертов. Когда оба вышли на сцену, и Кац заиграл, Маяковский стал декла- мировать так бурно, что почти полностью заглушил рояль. Наконец Маяковский попросил молодого музыканта остановиться и сказал, что сам дочитает до конца, а Кац после этого доиграет. Сразу же по- сле чтения разразились бурные овации, и про композитора забыли. По окончании техникума Сигизмунд ещё два года занимался в классе композиции Михаила Гнесина. Затем его призвали в армию, где он служил два года в музыкальном взводе Москов- ской пролетарской дивизии и написал для неё «Походный марш» и «Красноармейский танец». Вернувшись к гражданской жизни, Кац поступил в Москов- скую консерваторию, причём сразу на третий курс (как гнесинец). На выпускном экзамене он сыграл первый акт своей оперы «Ка- питанская дочка» (по повести А.С. Пушкина). Но опера так и не увидела сцены, поскольку была признана несовременной. Зато опе- ретта «Взаимная любовь» оказалась вполне в духе времени. Во время Великой Отечественной войны Сигизмунд Абрамо- вич пишет песню за песней. С ним сотрудничают известные поэты Анатолий Софронов, Михаил Светлов, Алексей Сурков, Алексей Фатьянов, Николай Доризо, Иосиф Уткин. У Каца было тонкое поэтическое чутьё, и он брал за основу только те тексты, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1