Магия звука и пластики

66 вокала у профессора Станислава Ивановича Габеля (1849—1924), а также дирижировал оперными спектаклями учащихся консер- ватории («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» Чай- ковского). Традицию давать оперные спектакли силами учащих- ся консерватории заложил в 1867 году тогдашний её директор А.Г. Рубинштейн. Была поставлена опера Глюка «Орфей», где при- нимала участие Елизавета Лавровская. Оперный класс в консерва- тории как самостоятельный предмет возник в 1885 году, а в 1896 году, когда консерватория переехала в новое здание, где были два зала — Большой для постановки оперных спектаклей и симфони- ческих концертов и Малый с органом, все оперы ставились в усло- виях настоящей театральной сцены. В 1907 году М. Климов как дирижёр принимал участие в под- готовке и исполнении студентами оперы своего учителя Н.А. Рим- ского-Корсакова «Кащей Бессмертный» («Осенняя сказочка»). На первом исполнении оперы в апреле 1907 года молодой дирижёр продирижировал спектакль с таким успехом, что получил предло- жение от руководства Мариинского театра занять место дирижёра. Но он отказался, так как считал себя недостаточно подготовленным в качестве оперного дирижёра. Весной 1908 года М. Климов окончил консерваторию с Боль- шой серебряной медалью по двум специальностям — композиции и оперно-симфоническому дирижированию. На выпускном акте он выступал в качестве дирижёра симфонического оркестра вместе со своим сокурсником Николаем Андреевичем Малько. Имя Климова было занесено золотыми буквами на мраморную доску консервато- рии, где первым стоит имя П.И. Чайковского. 12 сентября 1908 года в консерватории состоялось заседание Художественного совета, ставшее важной вехой в творческой жизни молодого музыканта. Директор консерватории А.К. Глазу- нов объявил присутствующим о кончине Н.А. Римского-Корсако- ва. На этом же Совете Михаил Климов единогласно был избран преподавателем музыкально-теоретических дисциплин — соль- феджио, гармонии, полифонии и энциклопедии (так в то время назывался анализ музыкальных форм) и помощником профес- сора в оперном классе консерватории. Согласно правилам, зва- ние профессора можно было получить, имея десятилетний стаж,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1