Магия звука и пластики

67 но Климову звание было присвоено задолго до его истечения. Одновременно продолжалась его работа в Придворной певче- ской капелле. И только в 1913 году его назначили старшим учите- лем пения капеллы (так тогда назывались дирижёры хора). На этой должности он проработал до 1917 года. В этом же году по рекомен- дации А.К. Глазунова Художественный совет консерватории избрал 32-летнего Климова профессором. Своеобразным итогом его преподавательской деятельности стало создание учебника «Краткое руководство к изучению контра- пункта, канона и фуги». Помимо работы в капелле и консерватории, Климов оставался руководителем оперных студенческих спектаклей, в числе которых был «Дон Жуан» Моцарта. Он тесно сотрудничал с мастерами-ре- жиссёрами профессорами О. Палечиком (1842—?, певец, солист Мариинского театра, профессор оперного класса консерватории), Софьей Дмитриевной Масловской (1885—1953, первая женщи- на-режиссёр), Иваном Васильевичем Ершовым (1867—1943, опер- ный певец, педагог), Александром Вячеславовичем Оссовским (1871—1957, ученик Н.А. Римского-Корсакова, профессор консер- ватории), создавшими позднее единственный в своём роде студен- ческий оперный театр, который сначала назывался оперной студией. Они были настоящими энтузиастами в деле его создания. Не было ни средств, ни помещения, которое появилось только бла- годаря революционному духу времени и поддержке Анатолия Ва- сильевича Луначарского, ни материалов для декораций. Эта студия, прежде всего, была учебно-практической площадкой для студентов консерватории. Музыкальным руководителем оперной студии стал Михаил Ге- оргиевич Климов. Он считал, что студенты консерватории долж- ны работать над произведениями, которых никогда не слышали и не видели на сцене. Поэтому в студии ставились оперы Моцарта и Вебера, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Саламанкская пе- щера» Паумгартнера. Постановку этой оперы он доверил студенту Эммануилу Иосифовичу Каплану, в котором разглядел актёрские, режиссёрские способности и общую культуру. Постепенно студия превращалась в театр. Спектакли дава- лись не ежедневно, но число их доходило до 12—15 в месяц. Здесь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1