Магия звука и пластики

68 пробовали свои силы не только молодые певцы, но также режиссё- ры и дирижёры, например, С.М. Пружан. Климов руководил также дирижёрской практикой студентов К.А. Симеонова, И.А. Мусина, А.Ш. Мелик-Пашаева и других. К 1928 году репертуар студии был довольно обширен: «Снегуроч- ка», «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» Римского-Корсако- ва, «Каменный гость», «Русалка» Даргомыжского, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Богема», «Тоска» Пуччини и другие. Спектакли студии привлекают зарубежных музыкантов. Итальян- ский музыкант Альфредо Казелло, австрийский композитор Франц Шрекер, французский композитор Дариус Мийо были покорены молодыми исполнителями. Дирекция зальцбургского «Моцартеу- ма» пригласила студию на гастроли в Австрию, а также на моцар- товский фестиваль 1928 года. Гастроли прошли с большим успе- хом. В газетах было напечатано более 100 рецензий. К 1925 году к многочисленным нагрузкам Михаила Климова прибавились должности директора и художественного руководите- ля Ленинградской филармонии, где он ввёл абонементную систему. Но вернёмся в капеллу, работа в которой являлась главной в его жизни. ХХ век стал тяжелейшим испытанием для России и русской культуры. После революции 1917 года структура капеллы стала разрушаться: были аннулированы регентские классы и шляхетский корпус, где воспитанники капеллы изучали театральное искусство. Потом из состава капеллы вывели симфонический оркестр, а затем и школу (Хоровое училище). Хор и оркестр продолжили активную концертную деятель- ность. Концерты давались на рабочих, студенческих и воинских клубных площадках. Репертуар концертов включал произведения русских композиторов, а также народные и революционные песни. В 1918 году капелла была переименована в Петроградскую на- родную хоровую академию, а в 1922 — в Академическую капеллу, куда снова входили хор, хоровой техникум и школа (хор состоял из 30 мужчин, 28 женщин, 40 мальчиков и 30 девочек). Новая историческая реальность поставила перед Климо- вым-руководителем огромное количество новых задач, как ор- ганизационных, так и творческих, репертуарных. Его ученица Е.П. Кудрявцева-Мурина в своих воспоминаниях о нём приводит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1