Магия звука и пластики

69 одно из его высказываний: «Мы сохраняем всё. Богослужение в церкви не имеет значение, но все старинные иконы сохранены, церковное пение в виде капеллы сохраняется, и сохраняем их с раз- решения и даже по настоянию пролетарского правительства. По крайней мере, в революционную эпоху в 1918 году я вывозил эту капеллу на заседания перед пролетариатом, который тогда голодал, она (капелла) пела, наряду со светской музыкой и революционны- ми песнями, и церковные песнопения. В них столько тоски и поры- вов неясных. Это — народное творчество, которое корнями уходит в глубь тысячелетий, и, конечно, пролетариат не может этого вы- бросить, и тогда выступления капеллы встречались аплодисмента- ми, а концерты сделались любимейшими». Михаил Георгиевич дополняет и расширяет репертуар капел- лы, формирует новые хоровые программы, в которые включает как классические произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, так с совре- менных русских и зарубежных композиторов — Онеггера, Стра- винского, Пащенко, Юдина и др. Расширяется и гастрольная деятельность капеллы. В 1928 году с триумфом прошли гастроли по городам и странам Европы: Берлин, Гамбург, Кёльн, Бонн, Киль, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Цюрих, Базель, Сант-Галлен, Флоренция, Милан, Турин, Рим. Известный дирижёр Д. Метропулос назвал капеллу «восьмым чудом света». В 1928 году исполнилось 25 лет творческой деятельности М.Г. Климова в капелле. В торжественном вечере приняли участие А.К. Глазунов, А.В. Луначарский, президент Академии наук акаде- мик А.П. Карпинский. Михаил Георгиевич Климов благодаря сво- ему титаническому труду был признан выдающимся музыкальным деятелем. Но самой большой наградой для него были аплодисмен- ты слушателей. К сожалению, в 1935 году он тяжело заболел. В результате ин- сульта он потерял речь. Последней работой М.Г. Климова в капелле была оратория Онеггера «Крики мира». Капелла лишилась не только руководителя. Михаил Георгиевич был великолепным педагогом. И дело даже не в том, что он препо- давал сольфеджио, гармонию, полифонию и музыкальную форму, создавал учебные пособия. Каждая репетиция хора была уроком для участников хора — взрослых и детей. Он много требовал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1