Магия звука и пластики

70 от своих хористов, но берёг их голоса. Атмосферу, царившую на его репетициях, ярко передают воспоминания учеников, в частности Елизаветы Петровны Кудрявцевой-Муриной (1914—2004), первой женщины-дирижёра профессионального хора, народной артистки РСФСР, которая долгое время после окончания хорового училища работала помощницей Михаила Георгиевича в капелле. «Климов обладал удивительным благородством, был предельно прост в об- щении и изложении мысли. Глубоко серьёзная и захватывающая атмосфера творчества, жажды учиться, жажда познания всегда ца- рили на его занятиях… Для Климова искусство было не только от- ражением жизни через музыку, но и путь к воспитанию, единению людей…В связи с этим нельзя не вспомнить дневные концерты для школьников Ленинграда, которые играли огромную роль в художе- ственно-эстетическом воспитании в 20—30-е годы. Зал капеллы 2 раза в неделю был переполнен… Просветитель Климов не только дирижировал капеллой, вёл концерты, пояснял исполняемые про- изведения, но и с блеском читал стихи Некрасова, Горького, Пуш- кина, Лермонтова. Контакт с залом у Климова был изумительным. Он никогда не допускал окриков, случайных возгласов, грубых вы- ражений, оскорбительных сравнений. Глубоко уважая достоинство человека, он умел ободрить, поддержать в горе, разделить радость. Его отличали горячее сердце в сочетании с холодным здравым умом… Иногда в перерывах он переключал внимание артистов, ис- полняя какое-либо произведение на фортепиано». М.Г. Климов сделал множество аранжировок классических произведений для хора, создал «Музыкальную хрестоматию рус- ских народных песен», учебники «Первоначальное сольфеджио и простейшие виды ритма» и «Краткое руководство к изучению кон- трапункта, канона и фуги». Чтобы успеть сделать всё задуманное, он вставал в 6 утра и садился за письменный стол. Например, пар- титуру «Страстей по Матфею» И.С. Баха он собственноручно пере- писал с двух оркестров на один. Несмотря на болезнь Климова, капелла должна была про- должать работу. Именно под руководством Е.П. Кудрявцевой она должна была выехать с концертами в Донбасс. В своих воспоми- наниях она пишет: «В 1935 году, перед первой моей в жизни са- мостоятельной поездкой с капеллой, я пришла к Климову домой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1