Магия звука и пластики

71 проститься. Болезнь (паралич) отняла у него речь. Красивое лицо исказила ужасная гримаса, но на меня глядели с тревогой климов- ские глаза. Я обещала ему всё сделать, достойно провести за 22дня 26 концертов, поцеловала его. Он пытался меня обнять…Из каждо- го посёлка, шахтёрского городка я посылала Климову в Ленинград телеграммы о концертах и успехах его капеллы. Когда по приезде я вошла к М.Г., глаза его сияли. Он неуклюже вынул здоровой ру- кой из-под подушки мои послания. Он был счастлив». 20 февраля 1937 года Климова не стало. Трудно переоценить его вклад в развитие русской хоровой культуры и музыкального об- разования. Именно при нём капелла вновь обрела статус профес- сионального хорового учебного комплекса, через который прошли музыканты мирового уровня. М.Г. Климов похоронен в Некрополе мастеров искусств на 1-й дорожке Музыкантов Александро-Невской лавры, рядом с могилами Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бо- родина, Глазунова. На белой мраморной крышке в верхней части вырублен картуш в виде свитка с двумя нотными строками «Рекви- ема» Моцарта, ниже надпись: «МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ КЛИ- МОВ (1881—1937), ПРОФЕССОР КОНСЕРВАТОРИИ, ДИРИЖЁР АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ». «…ПОЛНОВЛАСТНАЯ ВЛАДЫЧИЦА НАД ПУБЛИКОЙ, ПОЧТИ КУМИР» (Елизавета Андреевна Лавровская) Елизавета Андреевна Лавровская, обладая контральто изу- мительно красивого бархатного тембра диапазоном свыше двух октав, была гордостью Мариинского и Большого театров кон- ца XIX века. Ей рукоплескали в Италии, Франции, Германии. Ей посвящали свои произведения выдающиеся русские компо- зиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев. Худож- ники И.Н. Крамской, В.Е. Маковский и И.Е. Репин написали её портреты. Её связывала творческая дружба с Н.Г. Рубинштейном,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1