Магия звука и пластики

73 Однако Лавровская не поехала обучаться в Италию. Великая княгиня Елена Павловна посоветовала ей поступать в недавно от- крытую Петербургскую консерваторию. Окончив с медалью Ели- заветинский институт весной 1865 года, Лавровская переехала в Санкт-Петербург, а в декабре её приняли в число учащихся. Ели- завета Андреевна стала одной из первых вокалисток, получивших консерваторское образование. Консерватория в Санкт-Петербурге была открыта в 1862 году Русским музыкальным обществом по инициативе и благодаря ак- тивной организаторской деятельности выдающегося пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Он был дружен с великой княгиней Еленой Павловной, женой великого князя Ми- хаила Павловича. Именно в музыкальном салоне великой княгини в Михайловском дворце и созрела идея создания первой российской консерватории. А.Ф. Кони писал: «Великая княгиня Елена Павловна, представительница деятельной любви к людям и жадного стремле- ния к просвещению, являлась центром, привлекавшим к себе выдаю- щихся людей в науке, искусстве и литературе, «подвязывала крылья» начинающим талантам и умела умом и участием согреть их». Антон Рубинштейн набирал штат консерваторских профессо- ров из лучших артистов оркестра и солистов Итальянской оперы. Первой женщиной-профессором по вокалу стала шведка Генриет- та Ниссен-Саломан, которая училась пению в Париже у Мануэля Гарсия, а игре на фортепиано — у Фредерика Шопена. Именно она и стала педагогом по вокалу у Елизаветы Лавровской. Антон Григо- рьевич Рубинштейн также был среди её педагогов. Он же поставил силами учащихся консерватории оперу Глю- ка «Орфей». Премьера состоялась в Михайловском дворце 21 мая 1867 года. Лавровская исполняла заглавную партию Орфея в ре- дакции Берлиоза. Она стала первой российской женщиной — Ор- феем. Первоначально в своей ранней опере «Орфей и Эвридика» Глюк написал партию Орфея для мужского альта. На итальянском языке в постановке 1762 года в Вене эту партию исполнял Гаэтано Гваданьи, кастрат. Позднее опера была поставлена во Франции. Но поскольку на французскую сцену кастратов не принимали, Глюк переписал эту партию для тенора. Потом роль Орфея стала испол- няться контральто. Такова история этой партии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1