Магия звука и пластики

77 ли. В памятный день П.И. Чайковский был у меня, кажется с Губер- том. Как живое, стоит и теперь передо мной его изумлённое лицо, когда на его шутливую просьбу: «Дайте сюжет, хочу писать оперу», я предложила ему «Онегина». — Помилуйте, ведь это невозможно, — сказал Пётр Ильич, ви- димо вспоминая текст «Евгения Онегина». — Ну, какую, например музыку можно написать на стихи «Мой дядя самых честных…»? — На них и незачем писать, — ответила я. — Вспомните, сколько материала даст вам образ Татьяны. Из-за неё стоит напи- сать оперу… На первом представлении оперы в Москве я не была, но уча- ствовала в первом представлении в Петербурге. Это было года 3—4 спустя после первого представления в Москве». Это представление состоялось 6 марта 1879 года в салоне тог- дашнего министра финансов А.А. Абаза. Лавровская пела Ольгу, Панаева — Татьяну, г-жа Абаза — няньку. Вообще Пётр Ильич Чайковский был с Елизаветой Андреев- ной, которую считал одной из выдающихся представительниц рус- ской вокальной школы, в дружеских отношениях. Он посвятил ей несколько своих романсов, она же стала их первой исполнительни- цей: «На сон грядущий» на слова Огарёва, «Смотри, вон облако» на слова Грекова, «Не отходи от меня» на слова Фета, «Вечер» на слова Шевченко, «Али мать меня рожала» и «Моя баловница» на слова Мицкевича, перевод Мея. На собственные стихи Пётр Ильич создал вокальный квартет «Ночь» и тоже посвятил его Лавровской. Создавая романсы, Чайковский всегда держал в памяти образ че- ловека, для которого он предназначался, и который должен был его исполнить. Поэтому посвящение никогда не было случайным. В самом романсе закладывалось то, что позволяло до мельчайших интонационных деталей раскрывать вокальную природу исполни- теля, его артистические качества, свойства души и интеллекта. Лав- ровская пела его романсы на концерте камерной музыки в ноябре 1886 года. «Энтузиазм был искренний, — писал Чайковский, — и я вышел оттуда подавленный чувством умиления и благодарности». Лавровская была первой исполнительницей сольной партии в кантате «Москва» в дни коронационных торжеств в Москве 15 мая 1883 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1