Магия звука и пластики

78 Среди её друзей были не только музыканты (Н. Рубинштейн, Ц. Кюи, С. Танеев, А. Гречанинов), но и писатели (И. Тургенев). Ей посвятил свои романсы «Она, как полдень, хороша», «В моей душе» (1896) С. Рахманинов. С. Танеев посвятил ей романс «Люди спят». Елизавета Андреевна стала первой исполнительницей роман- сов, написанных великим князем Константином Константиновичем Романовым, внуком императора Николая I, генералом от инфанте- рии, генерал-адъютантом, поэтом, переводчиком и композитором. Его отец великий князь Константин Николаевич был покрови- телем Русского музыкального общества с 1873 года, а с 1897 года его сменил сын. В резиденции в Мраморном дворце в Санкт-Петербур- ге традиционно устраивали «музыкальные утренники» «matinee» для выдающихся музыкантов и композиторов, вечерние спектакли, концерты с участием М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, И. Штрауса. Константин Константинович написал романсы для голоса с фортепиано «O ma charmante» на слова В. Гюго, «Не верь мне, друг», «О не пытайся», «Горними тихо летела душа небесами» на слова А.К. Толстого, «Он уже снился мне», «Далеко на самом море» на слова А.Н. Майкова. Эти романсы составили небольшой сбор- ник, который великий князь издал в Германии. Один экземпляр был подарен им своему близкому другу П.И. Чайковскому и хранится сейчас в музее в Клину. Впервые их исполнила Е.А. Лавровская. В 1888 году П.И. Чайковский, который был членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества, угово- рил Лавровскую стать преподавателем Московской консерватории, открытой на Большой Никитской улице ещё в 1866 году Николаем Григорьевичем Рубинштейном на базе музыкальных классов при Русском музыкальном обществе. Пётр Ильич часто посещал занятия Лавровской, а также направлял к ней молодых, подающих надежды учеников. Из её класса вышла целая плеяда выдающихся певцов и певиц: Б. Абрамова, В. Быстров, Н. Миланова, О. Китаева и другие. Будучи профессором, имея учеников, Лавровская продолжала выступать теперь уже на сцене Большого театра и как камерная пе- вица. Все дни её были расписаны по часам и минутам. В театре она пела все контральтовые партии: Вани («Иван Сусанин»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Розины («Севильский цирюльник»), Зибеля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1