Магия звука и пластики

80 не только центральные города или места, связанные с жизнью поэ- та, но и буквально всю Россию. Музыканты, исполнители не могли не откликнуться на столь значимое событие. В юбилейном концер- те принимала участие и Елизавета Андреевна Лавровская. Она пела романсы на стихи поэта: «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», а вместе со своей ученицей Ольгой Александровной Кита- евой — «Последняя туча рассеянной бури», «Девицы-красавицы», «Слыхали ль вы». Выступление Лавровской было настоящим укра- шением концерта. Конец XIX века, приближение революции 1905 года для исто- рии русской культуры и русского искусства были серьёзным пово- ротным моментом. Николай Дмитриевич Кашкин, музыкальный критик и педагог, один из ближайших друзей П.И. Чайковского, с которым вместе работал в Московской консерватории, писал: «В период революции произошёл пересмотр сложившихся взглядов на искусство, его назначение, на его представителей, на принципы художественного образования. И в жизни столичных консервато- рий с этого времени открывается новый период: они завоёвывают долгожданную, хотя и ограниченную автономию». В феврале 1905 года демократически настроенные москов- ские музыканты опубликовали декларацию, в которой отмечали бесправное, подневольное положение художественной интеллиген- ции, требовали свободы творчества, изменения общественно-пра- вовых, гражданских условий жизни и труда. Декларацию подписали С. Танеев, С. Рахманинов, А. Гречани- нов, Н. Кашкин, А. Гедике, К. Игумнов, А. Гольденвейзер и другие деятели искусства и профессора консерватории. К сожалению, не- известно, была ли среди подписавшихся Е.А. Лавровская. Учащиеся Московской консерватории также откликнулись на январские события 1905 года. 4 марта состоялось первое в том году собрание, на котором присутствовали 325 человек. Центральным вопросом был вопрос о забастовке. Помимо этого, рассматрива- лись учебные вопросы. В пункте 10 резолюции было сказано: «Мы позволяем себе обратить внимание дирекции и Художественного совета: а) на неумелую постановку преподавания по классу кон- трабаса г-на Проскурина; б) на небрежное отношение препода- вателя Кёнемана к своим обязанностям по классам 1-й гармонии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1