Магия звука и пластики

82 Начало ХХ века стало в России своеобразным ренессансом духовной культуры. Николай Бердяев писал: «…начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом философским и литературно- эстетическим, обострением религиозной и мистической чувстви- тельности… Это было всё-таки движение русской элиты… Никог- да ещё русская культура не достигала такой утончённости, как в то время… В России появились души, очень чуткие ко всем веяниям духа… Происходило нарождение нового типа человека, более обра- щённого к внутренней жизни…» Труды Елены Блаватской, Николая и Елены Рерих, мистические учения философов Востока и Индии были распространены в среде русской интеллигенции, деятелей культуры. Елизавета Андреевна Лавровская тоже была в их числе. 3 октября 1913 года из Парижа в Москву прибыл Инайят Хан, индийский музыкант и поэт, суфист, которому было присуще ми- стическое мироощущение. Он приехал вместе с женой и тремя братьями-музыкантами и прожил здесь семь месяцев. В Москве у него родилась дочь Нур, впоследствии трагически замученная в концлагере Дахау. Целью приезда была организация концертов и лекций-демон- страций индийской музыки. В Москве, а потом и Петербурге вокруг него собирались кружки людей, которых влекли духовные знания. Первые концерты прошли в кабаре «Максим», которое рас- полагалось в здании, где сейчас находится Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этом кабаре вы- ступали многие популярные русские артисты эстрады, например, Александр Вертинский, Вера Холодная и другие. Хозяин кабаре Ф.Ф. Томас приглашал для выступлений и зарубежных музыкан- тов, в том числе прославившегося в Париже Инайят Хана. В Москве Хан подружился с композитором и музыкантом Сергеем Львовичем Толстым (сыном писателя Л.Н. Толстого); с поэтом-символистом Вячеславом Ивановичем Ивановым, ко- торый был дружен с Александром Николаевичем Скрябиным; с профессором консерватории, певицей Елизаветой Андреевной Лавровской; с актрисой театра и кино Лидией Дмитриевной Рын- диной, очень серьёзно интересовавшейся оккультизмом и ми- стикой и знакомой с доктором Папюсом, который ещё 1901 году был представлен императору Николаю II и его жене, вступившим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1