Магия звука и пластики

84 в детстве и юности, была полна лишений. Дочь отставного офицера из Осташковского уезда Тверской губернии, она родилась 21 марта 1829 году в Вышнем Волочке. Всю свою жизнь она впоследствии описала в «Воспоминаниях артистки Императорских театров». «Я была всегда настолько впечатлительна и восприимчива, что живо сохранила в памяти факты, случившиеся когда мне было все- го два года от рождения, и потому я могу начать повествование своё с самого раннего детства». В течение нескольких лет семья перебиралась из Осташков- ского уезда, где отец Дарьи Михайловны служил управляющим у помещика Полторацкого, в Санкт-Петербург. Но сама певица счи- тала своей родиной деревню Рыжково в нынешнем Селижаровском районе, где провела своё детство. Слушая русские народные песни, которые всем сердцем полюбила с детства, девочка и сама запела. До Петербурга семья всё-таки добралась. Устроиться в столице помогли рекомендательные письма тверских помещиков и фронтовых друзей отца. Первоначально отец служил смотрителем по дорожной части в городе Нарва. Потом на это место прислали дипломированно- го инженера, и Михаилу Леонтьевичу снова пришлось искать работу. В Петербурге он с трудом нашёл себе место в сенатском архиве с де- нежным содержанием 10 рублей в месяц. Для обучения Даши денег не было. Она, чтобы помочь родителям, вязала на продажу чепчики, а за работой часто пела. «Страсть моя к музыке была поразительна. Когда, бывало, иду с матушкой по улице и слышу где-нибудь форте- пиано, меня нельзя было оторвать от окошка. Если кто-нибудь пока- зывал мне какой-нибудь романс, я тотчас же схватывала его… сразу запоминала и музыку, и голос, и слова». «Первые шаги мои в музыкальный мир сделаны благодаря зна- комству с одной умной и образованной девушкой — писательни- цей. Звали её Агафья Тихоновна». Видимо, она была хорошо знако- ма с семьёй, неоднократно водила Дашу в оперный театр, слышала, как та поёт, в том числе и оперные арии. Она-то и написала проше- ние директору Императорских театров Александру Михайловичу Гедеонову, который, в свою очередь, отправил просительниц к ре- жиссёру Большого театра Каусу. Прослушав Дашу и отметив пре- красный голос, он рекомендовал прежде поучиться. По рекоменда- ции Гедеонова осенью 1849 года Леонова начала обучаться пению

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1